Глубокая стимуляция с обратной связью облегчила симптомы резистентной депрессии

Американские ученые протестировали терапию резистентной депрессии с помощью глубокой стимуляции мозга с обратной связью. Единственной пациентке, 36-летней женщине, имплантировали электроды в разные участки мозга, из которых выделили три значимых: оказалось, что активность миндалевидного тела коррелирует с тяжестью симптомов, а стимуляция вентральных областей покрышки и капсулы их облегчает. После этого в течение нескольких месяцев покрышку и капсулу автоматически стимулировали в ответ на повышение активности миндалины — и пациентке удалось достигнуть ремиссии по стандартизированной шкале оценки депрессии, пишут ученые в Nature Medicine

Несмотря на свою распространенность, доступные методы лечения и многолетние исследования, депрессия все также остается расстройством, которое не всегда поддается классическим методам психо- и фармакотерапии. По данным одного из последних крупных метаанализов, улучшения наблюдаются у 54 процентов пациентов, принимающих антидепрессанты, у 35-40 процентов участников рандомизированных исследований, принимающих плацебо, и у 62 процентов пациентов, проходящих психотерапию.

Тем не менее альтернативные методы диагностики и лечения депрессии активно развиваются, во многом — в качестве инструмента для лечения пациентов с резистентной депрессией, которая не поддается одному или нескольким методам классического лечения.

От редактора

Под резистентной депрессией специалисты нередко подразумевают немного разное. В некоторых случая о резистентности говорят, если ремиссии не удалось достигнуть после одного или двух полных курсов антидепрессантов или психотерапии (если речь идет о когнитивно-поведенческой терапии — одном из немногих методов психотерапии с доказанной эффективностью — ее тоже обычно проходят ограниченным курсом). В других случаях под резистентностью понимают отсутствие улучшений в симптоматике, а не полную ремиссию. Отличаться понятие также может сроками (терапия должна помочь в течение определенного времени — обычно от полугода) или количеством опробованных методов лечения.

В основе альтернативных методов как диагностики, так и лечения депрессии обычно лежит поиск биомаркеров — более объективного показателя наличия болезни или определенных ее симптомов. Так, биомаркеры депрессии находят в крови и в активности мозга пациентов — их затем берут в качестве показателей к применению альтернативных способов лечения, но пока что — только на этапе исследований.

Пока что эффективность таких методов невысока, и отчасти так происходит потому, что биомаркеры пытаются унифицировать, чтобы повысить объективность и применимость каждого отдельного метода. Если с кровью это может сработать, то с активностью мозга ситуация намного сложнее: за разные симптомы у разных пациентов может отвечать активность совершенно разных участков мозга.

Ученые под руководством Кэтрин Скангос (Katherine Scangos) из Калифорнийского университета в Сан-Франциско предположили, что наиболее эффективным в диагностике и лечении депрессии по активности мозга будет индивидуальный подход. Чтобы это проверить, они провели пилотное исследование с участием одной пациентки — 36-летней женщины с тяжелой резистентной депрессией, которая началась еще в детстве: ее симптомы не облегчили ни многочисленные курсы антидепрессантов, ни электросудорожная терапия. 

Сперва ученые картировали участки мозга, отвечающие за эмоциональную реакцию. Для этого использовали стереоэнцефалографию (СЭЭГ) — инвазивный метод регистрации электрической активности мозга. Всего в мозг пациентки вставили десять СЭЭГ-электродов в разные участки обоих полушарий: орбитофронтальную кору, миндалевидное тело, гиппокамп, вентральную покрышку и капсулу, а также поясную кору. В течение 10 дней пациентке стимулировали разные участки коры, регистрировали появляющуюся активность и внимательно следили за симптомами с помощью стандартизированных опросников.

После этого ученые выделили активность участков мозга в состоянии покоя в шести стандартных диапазонах (альфа, бета, дельта, тета и гамма — высоком и низком) и соотнесли с симптомами пациентки. Оказалось, что тяжесть депрессивных симптомов пациентки лучше всего можно предсказать по билатеральной активности миндалевидного тела в гамма-диапазоне (точность составила 77 процентов). Областями, стимуляция которой сильнее всего улучшала симптомы пациентки, оказались вентральные области покрышки и капсулы. Эти участки также оказались функционально и анатомически связаны с миндалевидным телом: их стимуляция также вызывала снижение активности миндалины в гамма-диапазоне.

Далее ученые имплантировали в область миндалевидного тела, покрышки и капсулы пациентки коммерчески доступный аппарат NeuroPace, который используется в терапии эпилепсии. Полученные на предыдущем шаге удалось воспроизвести в естественных условиях. Например, активность миндалины регистрировали во время просмотра социальных сетей, после чего измеряли симптомы депрессии с помощью стандартизированных опросников. Оказалось, что активность миндалевидного тела и симптомы депрессии коррелируют даже в обычной жизни (например, по шкале Бэка — p = 6,5×10−4). Облегчила симптомы и стимуляция (100 Герц, 1 миллиампер) вентральной капсулы и покрышки.

Наконец, ученые настроили в системе обратную связь: области вентральной капсулы и покрышки стимулировались только в том случае, если NeuroPace регистрировал повышенную (минимум на 0,8 процента от нижней границы) активность миндалевидного тела в гамма-диапазоне. За два месяца ученым удалось зарегистрировать 468 случаев повышения активности в дневное время, после каждой из которых участнице стимулировали капсулу и покрышку в течение шести секунд. Все случаи повышенной активности миндалевидного тела также коррелировали с симптомами депрессии (p = 2,8×10−4)

Заметное улучшение наблюдалось уже во время первого осмотра — через 12 дней после начала эксперимента: оценка депрессии по шкале Монтогомери у участницы упала с 33 до 14 баллов (максимально — 54), а еще через несколько месяцев спустилась ниже 10, что говорит о ремиссии. 

Как и у любого другого пилотного исследования, у новой работы есть свои ограничения — и в первую очередь это касается выборки. Ученым удалось показать, что глубокая стимуляция мозга с обратной связью в действительности может помочь при резистентной депрессии, но подходящие участки стимуляции и регистрации активности у пациентов могут отличаться.

Вообще, имплантацию электродов в большинстве случаев используют в терапии эпилепсии, но и психологические эксперименты с глубокой стимуляцией не ограничиваются только диагностикой депрессии. Например, два года назад ученым удалось улучшить у участников эксперимента когнитивный контроль — тоже с помощью стимуляции капсулы.

Елизавета Ивтушок