После музыкального фестиваля «Гластонбери» в 2019 году в близлежащей реке в десятки раз выросли уровни МДМА и кокаина — говорится в исследовании, опубликованном в журнале Environmental Research. Скорее всего, это произошло из-за того, что участники фестиваля справляли нужду в реку. Авторы считают, что такие концентрации МДМА и кокаина могли нанести вред экосистеме.
Получить статистику об употреблении наркотиков на массовых мероприятиях — как и о других незаконных действиях — не так уж и просто. Чтобы собрать данные, исследователи придумали анализировать сточную воду и воду в близлежащих водоемах, куда запрещенные вещества и их метаболиты попадают через мочу и фекалии. Таким образом показали, что употребление наркотиков растет, например, в день независимости США или финала чемпионата по футболу. О том, как по сточным водам узнать статистику наркопотребления или заболеваемости, мы писали в материале «Смытые данные».
Наркотики, попадающие в реки и озера, представляют опасность для водных экосистем. Показано, например, что кокаин нарушает работу эндокринной системы краснокнижных речных угрей и мешает им размножаться. На форель же влияет растворенный в воде метамфетамин: недавно мы писали, что рыбы приобретают зависимость к веществу и даже испытывают синдром отмены. Наркотики также могут влиять на целостность ДНК и вызывать оксидативный стресс у животных.
Исследователи из Университета Бангора проверили на наркотики образцы воды из реки Уайтлейк, чтобы выяснить, как на экосистему повлияло наркопотребление на фестивале «Гластонбери» в 2019 году. Фестиваль считается одним из крупнейших музыкальных событий мира — в 2019 там выступили The Killers, The Cure, и Майли Сайрус, а пришли их послушать больше двухсот тысяч человек.
Биологи собрали образцы воды участков Уайтлейк до, после и во время фестиваля и проверили их на наличие МДМА, кокаина и его метаболита — бензоилэкгонина. Для этого на образцах провели жидкостную хроматографию — анализ, основанный на разделении веществ при движении. Каждое из трех веществ обнаружили на всех участках реки. При этом концентрации кокаина и бензоилэкгонина вниз по течению от фестиваля после него были примерно в 40 раз выше, чем вверх по течению, а МДМА — в 104 раза (p <0.01).
Концентрации кокаина оказались достаточными, чтобы нарушить жизненный цикл краснокнижных речных угрей, но оставались безопасными по коэффициенту риска — параметру экологической токсичности веществ. А вот концентрация МДМА через несколько дней после фестиваля достигла экологически опасной концентрации. При этом количество наркотиков в соседней реке статистически не изменилось, что позволяет связать количество наркотиков в Уайтлейк с фестивалем.
Исследователи считают, что такой всплеск концентраций связан с тем, что участники фестиваля справляли нужду в реку вместо уличных туалетов. Из-за этого массовые мероприятия могут представлять опасность для экосистем и требуют особых мер для выведения наркотиков. Авторы предлагают использовать искусственные болота вниз по течению от мероприятий, чтобы фильтровать вещества и спасти речные виды.
Из-за человека в реках по всему миру оказываются не только наркотические вещества, но и антибиотики. Недавно биологи
масштабное исследование речных вод 71 страны и обнаружили антибиотики и лекарственные препараты более, чем в половине из них. Такое широкое распространение антибиотиков может быть важным фактором развития устойчивых к ним патогенов.
Анна Муравьева