Археологи исследовали египетских фаянсовых скарабеев, обнаруженных в ходе раскопок детских погребений среднесарматской культуры I–II веков нашей эры. По их мнению, предметы отражали пограничный статус ребенка между жизнью и смертью, а изображение скарабеев увязывалось с женским началом и идеей плодородия. Статья опубликована в журнале Археология, этнография и антропология Евразии.
В античное время среди населения Северного Причерноморья распространились украшения, представляющие собой так называемый египетский фаянс — изделия из смеси кремнезема и щелочи. Самые ранние подобные находки в регионе относятся к греческому полису Ольвия, в который они попали, по всей видимости, из египетского Навкратиса. Период массового распространения подвесок и бус приходится на первые века нашей эры, когда они распространились далеко за пределы Северного Причерноморья, в том числе до Урала и Казахстана. Помимо украшений египетский фаянс широко представлен оберегами, например, разнообразными подвесками в виде жуков-скарабеев.
Рядом с античным городом-крепостью Илурат, располагавшимся в крымской части Боспорского царства в 16 километрах от города Пантикапей, на высоком пологом плато высотой до 45 метров находится одноименный некрополь размером 800×400/500 метров. На его территории археологи обнаружили около 220 объектов, представляющих собой погребальные и поминальные комплексы, относящиеся в основном к I–III векам нашей эры. Впервые этот памятник упоминается в 1858 году, однако его систематическое исследование ленинградские археологи начали лишь в 1947 году. Некрополь включает целый ряд различных типов погребальных конструкций: простые грунтовые, плитовые, вырубленные в скале, облицованные известняковыми плитами, грунтовые склепы и катакомбы, причем во многих из них захоронены дети.
Николай Тарасенко (Nikolay Tarasenko) из Института востоковедения НАН и Зоя Ханутина (Zoya Khanutina) из Государственного музея истории религии исследовали египетских фаянсовых скарабеев, обнаруженных в ходе раскопок некрополя на Илуратском плато. В восьми детских погребениях (возрастом до полутора лет, причем, вероятно, это были девочки) I–II веков нашей эры были обнаружены 13 различных подвесок-амулетов и пронизей-скарабеев, а также 20 бусин египетского происхождения. Эти находки были сделаны в ходе раскопок, проходивших еще в 1986–1993 годах, однако их исследование не проводилось.
Ученые отметили, что центры производства египетского фаянса в римский период находились в разных регионах, в частности, в самом Египте, Иране, Китае, а также, возможно, в Северном Причерноморье. Две исследованные пронизи-амулеты, по мнению археологов, происходят непосредственно из Египта, на что указывает не имеющее аналогий изображение лежащего на пьедестале овна, а также наличие на оборотной стороне одной пронизи вырезанной фигуры шакала. Использование таких сюжетов в погребальном обряде, вероятно, связано с религиозными представлениями ираноязычных кочевников, у которых овен ассоциировался с идеей хварны, а собака служила проводником в загробный мир.
Археологи разделили исследованных фаянсовых скарабеев на три группы: скарабеи без изображений на оборотной стороне (n = 3), с абстрактными (n = 3) и антропо-зооморфными (n = 2) изображениями. Ученые обошли стороной исследование этнокультурной принадлежность артефактов, но указали на вероятную связь со среднесарматской культурой. По мнению исследователей, в архаичных обществах ребенок не считался полноправным членом общины, обладая пограничным статусом между жизнью и смертью. Если ребенок умирал, то это требовало отличных от взрослых погребальных церемоний и инвентаря. Вероятно, у крымских кочевников таким семантическим статусом обладали египетские предметы. Кроме того, в прошлых исследованиях уже отмечалась связь между пронизями из египетского фаянса и детскими (в основном девочек) и женскими погребениями, раскопанными в скифских могильниках.
Археологи пришли к выводу, что семантика изображений скарабеев, по всей видимости, связана с женским началом и идеей плодородия. Они отметили, что изображения скарабеев у сарматских племен становятся атрибутом детских захоронений, хотя скифы использовали их преимущественно в женских. Подношение таких предметов могло восприниматься в качестве залога рождения новой жизни или продолжения рода.
Ранее на N + 1 рассказывали о других исследованиях древних амулетов. Так, французские ученые выяснили с помощью фотолюминесценции, как был сделан древнейший из известных выплавленный амулет. А найденный 40 лет назад в Галилее византийский амулет передали для изучения археологам.
Михаил Подрезов