Археологи провели радиоуглеродное датирование зуба кашалота со следами обработки, обнаруженного при раскопках древнего святилища на Сардинии. Оказалось, что предмет относится к концу неолита — началу энеолита (3638–3436 годы до нашей эры), что делает его древнейшей подобной находкой на острове. Кроме того, ранее считалось, что широкое распространение ритуальные артефакты и украшения из китовых зубов в Европе и Средиземноморье получили гораздо позже — во времена культуры колоколовидных кубков. Результаты исследования опубликованы в журнале Antiquity.
Использование китообразных в качестве источника пищи зафиксировано в Европе еще с эпохи среднего палеолита. Так, в Португальской пещере нашли останки дельфинов, которых добывали неандертальцы еще 100–86 тысяч лет назад, наряду с наземными животными (лошадьми, оленями, турами), тюленями, черепахами, моллюсками или морскими птицами (бакланы, гагары, олуши). Однако использование костей или зубов этих млекопитающих для изготовления разного рода предметов относится к эпохе верхнего палеолита, например, такие находки сделаны в Пиренеях. Кроме того, китообразные становятся объектом древнего искусства кроманьонцев. Так, на стоянке Аранку, расположенной в современной Франции, археологи нашли на кости изображение кашалота, а в испанской пещере Тито Бустильо — наскальный рисунок кита.
Во время эпохи мезолита и неолита останки китообразных все чаще встречаются на стоянках древних людей. Основные находки сделаны в Испании, что, по мнению ученых, связано с быстрым изменением климата, проходившим около 8200 года до нашей эры, когда часто происходили выбрасывания китов на берег. Однако широкое распространение артефактов, изготовленных из костей и зубов этих животных, произошло уже в эпоху палеометалла и связано с распространившейся по Европе культурой колоколовидных кубков.
Мария Мелис (Maria Melis) и Марко Дзедда (Marco Zedda) из Университета Сассари исследовали святилище в Монте д’Аккодди, расположенное на севере Сардинии. Этот объект возник в первой половине IV тысячелетия до нашей эры и непрерывно использовался в религиозных целях вплоть до конца третьего тысячелетия до нашей эры. Во время раскопок 1959 года археологи обнаружили зуб кашалота со следами надрезов, однако на протяжении долгого времени он оставался не исследованным.
Радиоуглеродное датирование зуба показало, что находка относится к концу неолита — началу энеолита, то есть 3638–3436 годам до нашей эры. По мнению ученых, этот артефакт был найден древними людьми на близлежащем пляже, находящемся в 3,4 километра от стоянки. Хотя не исключено, что он мог попасть на Сардинию благодаря существовавшему обмену на обсидиан, который происходил с древними популяциями из Франции и Каталонии.
По мнению археологов, обнаруженный зуб кашалота обладает важным значением. Скорее всего, он предназначался для изготовления украшения или ритуального предмета. Несмотря на то, что артефакт оказался недоделанным, он оказался самой древней находкой китового зуба на Сардинии, более того, никаких других подобных предметов в Монте д’Аккодди найдено не было. Кроме того, полученная датировка, относящая зуб к концу неолита — началу энеолита, оказалась древнее периода, когда зубы или кости китов стали широко использоваться в Европе и Средиземноморье, который пришелся на времена культуры колоколовидных кубков.
Ранее на N + 1 рассказывали о современной добыче китов. Так, Исландское правительство разрешило выловить более двух тысяч этих млекопитающих. Подробнее о том, кто ведет охоту на китов и почему Япония решила официально присоединиться к этому непопулярному клубу, можно прочитать в нашем блоге «Китобойня номер пять».
Михаил Подрезов