Благодаря «Алисе в Стране чудес» дронтов стали рисовать более разнообразными

В 1865 году Льюис Кэрролл опубликовал проиллюстрированную Джоном Тенниелом книгу «Алиса в Стране чудес», одним из героев которой является антропоморфный дронт, — и с тех пор художники стали изображать этих птиц намного более разнообразными, чем раньше. К такому выводу пришли специалисты, проанализировав 179 изображений дронтов, созданных с 1601 по 2014 годы. Как отмечается в статье для журнала Historical Biology, до Кэрролла этих птиц в основном рисовали в научных целях, а после они прочно вошли в массовую культуру, включая логотипы, комиксы и мультфильмы. Правда, даже сегодня большинство художников отталкиваются от нереалистичных картин и рисунков начала XVII века, а потому изображают дронтов толстыми, неуклюжими и зачастую карикатурными.

Маврикийские дронты (Raphus cucullatus), исчезнувшие в конце XVII века по вине людей и завезенных ими инвазивных видов, — одни из самых известных вымерших птиц. Тем не менее специалисты не так много знают о том, как жили и даже как выглядели эти нелетающие голуби. Дело в том, что остатки дронтов редки (так, полный атлас их костей опубликовали лишь в 2016 году), а большая часть их прижизненных изображений, сделанных с натуры в течение XVII века, не заслуживают доверия, поскольку с высокой вероятностью на них запечатлены либо чучела, либо особи, набравшие в неволе избыточный вес или распушившие перья в ходе брачной демонстрации. Сегодня предполагается, что дронты были намного более стройными, чем на старых картинах и рисунках, а их клювы не были такими выпуклыми на конце.

Впрочем, в массовой культуре закрепился именно образ толстого и неуклюжего дронта с массивным кончиком клюва. Основной источник этого стереотипа — картина нидерландского художника Руланта Саверея (Roelant Savery) «Дронт Эдвардса», написанная в 1626 году. Спустя 200 с лишним лет ее взял за основу Джон Тенниел (John Tenniel), когда рисовал антропоморфного дронта для сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Вероятно, именно с выходом этой знаменитой книги в 1865 году связано возросшее внимание общества к дронтам. Интерес самого Кэрролла к этим птицам объясняется тем, что начиная с 1847 года в Оксфорде, где он преподавал, началось активное изучение хранящихся здесь головы и лапы дронта. Оксфордские зоологи даже провели публичную встречу, целиком посвященную дронтам, а в 1867 году открыли соответствующую музейную экспозицию.

Команда биологов во главе с Александрой ван дер Геер (Alexandra A.E. van der Geer) из музея Натуралис в Лейдене решила выяснить, как популярные изображения дронтов менялись с течением времени и насколько они близки к сохранившимся остаткам этих птиц, например, оксфордскому экземпляру. Для этого исследователи воспользовались методикой двухмерной морфометрии. Они выделили на голове дронта, запечатленной в профиль, тринадцать точек и оценили их взаимное расположение на 179 изображениях этих птиц, созданных с 1601 по 2014 годы. В анализ включили как научные иллюстрации, так и стилизованные изображения из мультфильмов, комиксов, с логотипов и так далее.

Анализ показал, что до 1865 года головы дронтов на рисунках и картинах были довольно похожими друг на друга, вероятно, потому что целью их авторов было по мере возможности отразить анатомические особенности птиц. Однако после выхода «Алисы в Стране чудес» начали появляться намеренно нереалистичные и карикатурные изображения дронтов, благодаря чему изменчивость их черт заметно выросла. Этот процесс продолжается и сегодня, в частности, за счет мультфильмов. Например, клюв данного вида стали все чаще рисовать очень выпуклым, с загнутым к основанию головы острым кончиком. Кроме того, лица дронтов постепенно становились более голыми. При этом если рассматривать отдельно изображения дронтов, сделанные в научных целях, то они поменялись мало.

Авторы, впрочем, отмечают, что даже после 1865 года большинство художников, как реалистов, так и нереалистов, в целом продолжали отталкиваться от картины Саверея, даже несмотря на то, что она не слишком точна с анатомической точки зрения. Более реалистичными специалисты считают зарисовки Йориса Йостенса Ларле (Joris Joostenszoon Laerle), сделанные на Маврикии с живых или недавно убитых особей в 1601 году, а также миниатюру индийского художника Мансура 1628 года. Об их существовании, впрочем, стало известно относительно недавно.

На логотипах дронты начали массово появляться только в середине XX века, причем здесь их также чаще всего рисуют карикатурными, с выпуклыми кончиками клювов (судя по всему, именно эту особенность неспециалисты считают главной отличительной чертой дронта). Первыми логотипы с дронтами стали использовать, вероятно, в геральдике и филателии Маврикия, а затем они распространились среди зоопарков, природоохранных организаций, а также рок-групп и даже заведений общественного питания.

Ван дер Геер и ее коллеги считают, что быстрый рост числа карикатурных изображений дронта за последние 150 лет связан с двумя причинами. Во-первых, в «Алисе в Стране чудес» эта птица появляется среди множества других абсурдных персонажей, что заставляет воспринимать ее несерьезно; во-вторых, натуралисты XVIII и XIX веков ошибочно описывали дронтов как глупых и ленивых созданий — неудачное творение природы, у которого не было шансов выжить. Эти установки заставляют художников и сегодня считать дронтов комичными и соответственным образом искажать их черты. Между тем, сегодня ученым известно, что дронты выживали на Маврикии на протяжении миллионов лет и были не глупее других голубей. Возможно, распространение свежих научных данных об этих необычных птицах позволит исправить их образ в массовой культуре.

В материале «Нарисуй мне динозавра» мы рассказывали о том, как за два века исследований изменился облик некоторых знаменитых нептичьих динозавров: игуанодона, тираннозавра, спинозавра и других.

Сергей Коленов