Бактериофаги не смогли вылечить инфекцию, вызванную антибиотикорезистентной бактерией Mycobacterium abscessus, у 81-летнего пациента, потому что у него выработались нейтрализующие антитела к бактериофагам. Этот метод лечения пока считается экспериментальным и используется очень редко, поэтому медикам еще предстоит разработать эффективные схемы лечения. Работу опубликовали в Nature Medicine.
Бактериофаги — это вирусы, поражающие бактерии. В некоторых случаях, например при лечении антибиотикорезистентных инфекций, они становятся эффективной альтернативой медикаментозной терапии. Мы уже писали, что генетически модифицированные бактериофаги с успехом применили для лечения пятнадцатилетней пациентки, больной муковисцидозом и хронически инфицированной Mycobacterium abscessus. Эта бактерия оказалась резистентной к антибиотикам и препятствовала нормальному заживлению тканей после операции по пересадке легких. Благодаря терапии бактериофагами, у пациентки улучшилось состояние, а в мокроте и крови больше не обнаруживалась M. abscessus.
Американские медики под руководством Киры Коэн (Keira A. Cohen) из Университета Джонcа Хопкинса применили бактериофаги, чтобы избавить другого пациента от инфекции, также вызванной Mycobacterium abscessus. 81-летний мужчина страдал бронхоэктатической болезнью — заболеванием, при котором деформируются и расширяются бронхи. Его легкие были инфицированы штаммом Mycobacterium abscessus GD82, устойчивым к антибиотикам. Медики посмотрели в базе бактериофагов, какие из них обладают активностью против этого штамма, и оказалось, что три бактериофага, использованных для лечения пятнадцатилетней пациентки, подходят для лечения и в этом случае. Смесь из бактериофагов сначала проверили in vitro, и она показала высокую эффективность против штамма M. abscessus, выделенного у пациента.
Ученые начали лечение трехкомпонентной смесью бактериофагов, вводя ее внутривенно два раза в день в дозе 109 бляшкообразующих единиц, при этом пациенту продолжили и стандартную терапию антибиотиками. Лечение продолжалось полгода, и за это время не зарегистрировали серьезных побочных эффектов. Через месяц после начала терапии количество Mycobacterium abscessus в мокроте у пациента уменьшилось в два раза, но в течение последующих месяцев вернулось к прежним значениям, а затем превысило их. По результатам компьютерной томографии состояние легких оставалось без изменений на протяжении всего лечения.
Исследователи решили проверить in vitro, осталась ли бактерия чувствительна к использованным бактериофагам. Оказалось, что два из них по-прежнему активны против M. abscessus, поэтому снижение чувствительности не могло быть причиной неудачи в лечении. Тогда сыворотку крови пациента проверили на наличие антител к бактериофагам и обнаружили антитела IgG ко всем трем из них, которые существенно уменьшали активность смеси против Mycobacterium abscessus. В сыворотке крови, взятой до лечения, определялось лишь незначительное количество антител, которые не снижали общую нейтрализующую способность смеси.
Медики считают, что у предыдущей пациентки, которой помогло лечение бактериофагами, не образовалось нейтрализующих антител к ним потому, что она получала иммуносупрессивную терапию после трансплантации легких. В будущем предстоит лучше изучить феномен образования антител к бактериофагам и разработать эффективные схемы их введения. Ученые предлагают вводить бактериофаги по очереди, чтобы антитела к ним не вырабатывались одновременно.
Бактериофаги также могут вернуть бактериям чувствительность к антибиотикам. Австралийские исследователи обнаружили, что в присутствии бактериофагов Acinetobacter baumannii приобретают мутации, которые лишают их капсулы, они становятся уязвимы для антибиотиков.
Анастасия Кузнецова