Палеонтологи впервые описали новый вид насекомого на основе остатков, найденных в копролите позвоночного. Изучив окаменевший экскремент, вероятно, принадлежавший родственному динозаврам силезавру, исследователи обнаружили в нем жуков длиной менее двух миллиметров, которые получили название Triamyxa coprolithica. Скорее всего, силезавр не охотился на столь мелких насекомых специально, а съел их вместе с водорослями. В статье для журнала Current Biology авторы открытия отмечают, что копролиты могут стать не менее ценным источником данных о древних насекомых, чем янтарь.
Копролиты — не самые впечатляющие ископаемые. Тем не менее, их изучение позволяет палеонтологам больше узнать о рационе древних животных, их паразитах и даже о древних экологических связях. Например, недавно мы рассказывали о том, как специалисты обнаружили в куске бирманского янтаря возрастом около ста миллионов лет жука, окруженного состоящими из пыльцевых зерен копролитами. Данная находка подтвердила предположение, что жуки были одними из первых опылителей цветковых растений.
Команда палеонтологов во главе с Мартином Кварнстрёмом (Martin Qvarnström) из Уппсальского университета уже несколько лет исследует копролиты возрастом около 230 миллионов лет, обнаруженные на верхнетриасовом местонахождении Красеюв в Польше. Заглянув внутрь образцов с помощью микротомографии, ученые обнаружили внутри многочисленные остатки жуков и других членистоногих. Из всех позвоночных, чьи кости были найдены на данном местонахождении, на роль владельца копролитов лучше всего подходит силезавр (Silesaurus opolensis) — примерно двухметровый архозавр, который принадлежал к кладе динозавриформ (Dinosauriformes) и приходился близким родственником предкам динозавров.
В ходе нового исследования Кварнстрём и его коллеги решили внимательнее присмотреться к жукам, остатки которых сохранились в одном из копролитов силезавра. Оказалось, что для большинства особей характерны сходные форм тела и размер (1,4-1,7 миллиметра в длину), поэтому специалисты предположили, что они принадлежали к одному неизвестному ранее виду. Он получил название Triamyxa coprolithica. Это первый вид насекомых, описанный на основе находки в копролитах позвоночных. Другие жуки в копролите силезавра были более крупными, однако сохранились намного хуже и описания не получили.
T. coprolithica больше всего напоминают представителей архаичного подотряда Myxophaga, который включает около 120 (по другим данным — 65) ныне живущих видов, питающихся водорослями. Впрочем, по ряду признаков жуки из копролитов сильно отличаются от представителей данной группы, так что их выделили в отдельное семейство Triamyxidae с единственным видом. Как отмечают исследователи, о ранних этапах эволюции жуков из подотряда Myxophaga известно немногое, что делает открытие особенно ценным.
Кварнстрём с соавторами сомневаются, что двухметровый силезавр специально охотился на жуков длиной меньше двух миллиметров (хотя более крупных жуков, остатки которых были найдены в копролите, он, без сомнений, ловил намеренно). Скорее всего, всеядная рептилия поедала водоросли и вместе с ними случайно проглотила мелких насекомых. Альтернативное объяснение, согласно которому жуки кормились пометом архозавра или пытались отложить в него яйца, а потом по какой-то причине погибли, ученые считают несостоятельным: многие из найденных остатков насекомых сильно разрознены, так что они явно побывали в чьем-то желудке, а на копролите нет характерных следов и норок, которые оставляют любители навоза.
По мнению авторов, палеонтологам следует уделять ископаемым экскрементам, особенно тем, что принадлежали насекомоядным животным, больше внимания. Такие образцы могут стать не менее ценным источником знаний о древних насекомых, чем, например, янтарь, и даже позволят заглянуть в прошлое намного дальше.
В последние годы палеонтологи чаще всего описывают древних насекомых из бирманского янтаря. Однако и в других разновидностях этого минералоида порой встречаются хорошо сохранивиеся насекомые. Например, в прошлом году ученые из России и Украины описали новый вид жуков-скрытноедов из позднего эоцена на основе находки в образце ровенского янтаря.
Сергей Коленов