Антропологи из Чили и США провели исследование 194 человеческих останков из могильников в Атакаме, относящихся к первым земледельцам региона (1000 год до нашей эры — 600 год нашей эры). Они обнаружили, что более 20 процентов обследованных индивидов получили физические повреждения, а около 10 процентов — предсмертные (все в возрасте от 25 до 30 лет). Исследователи считают, что причины такого высокого уровня насилия кроются в дефиците пресной воды и плодородных земель в условиях демографического роста. Статья опубликована в Journal of Anthropological Archaeology.
Высокий уровень межличностного насилия характерен для многих древних популяций Южной Америки различных временных эпох. Исследователи отмечали высокую частоту повреждений на останках из пустыни Атакамы, относящихся еще к обществам охотников-собирателей и рыболовов культуры чинчорро (10–4 тысячи лет назад). Так, насилие в этих архаичных группах не сопровождалось ростом населения, ни усложнением социальных связей и ограничивалось индивидами, происходившими из одного и того же региона.
Антропологи предполагают, что такое поведение выступало частью социокультурных представлений местных жителей, служа механизмом для разрешения конфликтов. В целом древним жителям Атакамы приходилось адаптироваться под сложные природные условия региона, например, они научились пить воду с высоким содержанием мышьяка без вреда для здоровья. Однако неолитическая революция лишь обострила дефицит ресурсов в этой местности.
Вивьен Стенден из Университета Тарапаки совместно с учеными из Чили и США исследовала неолитические общества первых земледельцев пустыни Атакамы (1000 год до нашей эры — 600 год нашей эры), чтобы оценить уровень насилия среди местных жителей. Ученые сосредоточили свое внимание на изучении разных типов травм и иных физических доказательств насилия, присутствующих на человеческих останках, типов оружия, а также вероятного участия в актах насилия неместного населения.
Травмы, связанные с межличностным насилием, ученые исследовали по останкам 194 взрослых людей (старше 17–18 лет) из шести могильников, расположенных в долине Азапа на севере Чили, раскопанных в 1970–1980-х годах. Эти находки демонстрировали различную степень сохранности и полноты, начиная от целых тел с сохранившимися мягкими тканями и заканчивая отдельными черепами или поврежденными костями.
Из 194 обследованных останков 40 (21 процент) содержали различные травмы, которые соотносились с межличностным насилием. Статистически значимой разницы между половой принадлежностью и частотой повреждений ученые не обнаружили. Из общей выборки у 20 индивидов (10 процентов) травмы, очевидно, были предсмертными, в основном — переломы черепов, причем все погибшие были в возрасте 25–30 лет. Предсмертные повреждения встречаются среди мужчин в три раза чаще. Это может говорить о драках с использованием оружия — копьеметалок, пращей, булав или ножей. Зажившие травмы у женщин могут объясняться бытовым насилием.
У некоторых людей наблюдались тяжелые переломы черепа, которые привели к серьезным разрушениям головы, а также множественные следы ударов по рукам, ногам, грудной клетке и тазу. Вероятно, для нанесения таких повреждений использовалось оружие вроде булавы, но археологи не нашли его ни на одном обследованном участке. У двух людей внутри тел находились каменные наконечники, видимо, брошенные с расстояния. Ученые предполагают, что жертвы попали в засаду. Одно из самых тяжелых увечий получила женщина 25–30 лет, которой перед смертью натянули кожу с подбородка на лицо, вызвав глубокую агонию.
Антропологи констатировали крайне высокий уровень насилия среди первых земледельцев долины Азапа. Они считают, что причины этого могут крыться в спорах за жизненное пространство и ресурсы — пресную воду и плодородные земли, особенно в условиях демографического роста.
Ранее на N + 1 мы рассказывали о других свидетельствах древнего насилия. Так, могильник Джебель Сахаба возник из-за серии вооруженных конфликтов более 13 тысяч лет назад, а рост насилия в эпоху ранней бронзы вынудил женщин Анатолии взяться за оружие.
Михаил Подрезов