Британские археологи исследовали костные останки и особенности захоронения молодого мужчины, закованного в кандалы и нашли убедительные подтверждения его рабского статуса. Скелет выкопали при строительных работах из слоя древней мусорной канавы за пределами кладбища римского времени. Ученые обнаружили прижизненные новообразования на костях, вызванные долгим ношением оков и тяжелым физическим трудом и проанализировали конструкцию кандалов с висячим замком. Материалы исследования опубликованы в журнале Britannia.
Институт рабства в Римской империи — важная часть его экономики, а в определенные периоды — основной фактор процветания. Вершины своего развития рабство в Риме достигло во времена поздней Республики и в первое столетие Империи (II век до нашей эры—I век нашей эры). Источником постоянного пополнения рабов служили военные походы, морское пиратство и нарушенные долговые обязательства. Рабами также становились римляне, приговоренные к гражданской смерти (maxima capitis diminutio), и дети, рожденные рабынями или от рабов. Большая часть сведений о рабовладении известна по письменным свидетельствам. Материальные находки, подтверждающие рабство в римских провинциях, встречаются нечасто.
В 2015 году в графстве Ратленд в центральной части Англии при строительстве зимнего сада в частном доме в Грейт Кастертоне строители наткнулись на необычные человеческие останки. Погребение было совершено за пределами кладбища в канаве без могильной ямы. Скелет находился в неудобной неестественной позе с оковами на ногах. Череп отсутствовал, уничтоженный, возможно, поздней траншеей. Приглашенные на место находки археологи определили, что останки принадлежали мужчине 26–35 лет. При помощи радиоуглеродного метода захоронение было датировано между 226 и 427 годами нашей эры и предварительно интерпретировано как погребение раба.
Оковы, связывающие лодыжки человека, находят в памятниках римского времени чаще, чем ошейники и наручники. Многие исследователи относят ножные кандалы к сельскохозяйственному использованию рабов. Они оставляли небольшую подвижность, давали возможность перемещаться на короткие расстояния и выполнять работу руками, но затрудняли побег. Кандалы, надетые на человека, выполняли несколько функций: с одной стороны, они ограничивали свободу передвижения, с другой — причиняли физический дискомфорт и боль, наносили увечья и демонстрировали униженное положение закованного.
Археологи из Лондонского археологического музея (MOLA) Крис Чиннок и Майкл Маршалл (Chris Chinnock, Michael Marshall) исследовали деформации костей и особенности захоронения мужчины, погребенного в кандалах на территории графства Ратленд в III–V веках нашей эры. Человек со скованными ногами был похоронен не в обычной могиле, а в канаве. Впервые на территории римской Британии удалось получить подтверждение рабского статуса конкретного человека по археологическим данным и выдвинуть предположения о его социальном положении и отношении к нему окружающих.
Авторы исследования отмечают своеобразный способ захоронения мужчины, который встречается в римской Британии впервые. Находки человеческих останков с кандалами обнаружены и в других провинциях. По особенностям положения их чаще всего интерпретируют как жертвы, застигнутые стихийным бедствием и оставленные на месте смерти. В случае Грейт-Кастертонского захоронения видно, что человека намеренно бросили в канаву и засыпали мусорным грунтом, взятым из нее же. В таком способе погребения прослеживается очевидная демонстрация негативного отношения к умершему, возможно, презрения или ненависти.
Анализ костных останков свидетельствует, что образ жизни умершего человека был связан с тяжелыми физическими нагрузками. Костная шпора на верхней части правого бедра могла быть вызвана травмой, ударом или чрезмерным повторяющимся физическим воздействием. К моменту его смерти эта травма уже зажила.
Исследователи рассмотрели версию посмертного символического заковывания человека, с целью подчеркнуть его рабский статус и заклеймить в загробной жизни или ограничить влияние покойного на живых людей. Против этой версии свидетельствуют прижизненные новообразования надкостницы на правой и левой большеберцовых костях в том месте, где видны следы корродированного железа от кандалов. Авторы отмечают, что основные повреждения оковы причиняли мягким тканям, что невозможно проследить археологически.
Особое внимание ученые уделили конструкции железных оков. Кандалы, соединяющие ноги мужчины при помощи висячего замка, ограничивали длину шага более чем в два раза и замедляли скорость движения. Физические страдания, причиняемые кандалами при ходьбе дополнялись психологическими. Оковы провоцировали шаркающую походку и производили железный звон. Внешние эффекты движения в кандалах демонстрировали очевидцам несвободный статус человека, стигматизируя и визуально отделяя его от общества.
N + 1 писал о римском завоевательном походе в Британию и месте предполагаемой высадки Юлия Цезаря в 54 году до нашей эры. Цезарь снарядил для похода 80 грузовых судов, которые могли переправить через пролив два легиона солдат (20 тысяч человек).
Елена Синицкая