На северо-востоке Сирии в среднем течении Евфрата археологи обнаружили старейший в мире военный мемориал. После нескольких лет раскопок на рукотворном холме в Телль Банат, похожем на пирамиду Джосера, археологи определили, что здесь находится погребальный комплекс с необычным обрядом вторичного захоронения. Могильник датируется третьим тысячелетием до нашей эры и содержит останки взрослых мужчин и подростков, захороненных вместе с военными атрибутами. Результаты исследования захоронений на ступенчатом холме, получившем название «Белый памятник», опубликованы в Antiquity.
Комплекс поселений Банат-Бази (Banat-Bazi) сложился на левом берегу реки Евфрат в Верхней Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры. Археологи занимаются его изучением с 1990-х годов. Территория археологического памятника у подножия горы Джебель-Бази общей площадью более 32 гектаров находится в пределах Сирии. Кроме древнего поселения, в его границах расположены два рукотворных кургана. Один из них — Северный Телль Банат — получил название «Белый памятник» из-за белой гипсово-мергелистой поверхности склонов.
Американские и канадские археологи под руководством Энн Портер (Anne Porter) из Университета Торонто при исследовании археологического комплекса поселений и могильников Телль Банат открыли захоронения с необычным, не встречавшимся ранее погребальным обрядом. Рукотворный холм оказался военным мемориалом. Исследователи определили, что коническая насыпь высотой 22 метра была построена в три этапа. Первоначально она представляла собой один небольшой курган или комплекс из нескольких курганных захоронений. Первые захоронения были перекрыты слоем мергеля, и могильник использовался повторно. В третий раз холм Северный Телль Банат был подвергнут глобальной перепланировке. Большую насыпь над ранними погребениями достраивали около 2400-х годов до нашей эры, увеличив его высоту при помощи широких земляных ступеней. По форме устройство кургана напоминает египетскую пирамиду Джосера в Саккаре, только Белый памятник построен из грунта, а не из камня.
На каждой ступени находилось не менее тридцати погребений, содержащих останки взрослых людей и подростков мужского пола вместе с военным снаряжением. В некоторых случаях захоронения сопровождались шкурами ослов (исследователи считают их гибридом с лошадью и называют «kunga»). В других случаях в погребениях найдены скопления биконических глиняных гранул, которые, скорее всего, служили зарядами для пращи. Скопления подобных «пуль» в большом количестве находили под стеновыми укреплениями поселения, вместе с другими признаками осады. В погребальном наборе прослеживается четкая закономерность, погребенных можно разделить на две группы: колесничие и пехота. В могилах у колесничих присутствуют останки ослов, которых в Месопотамии традиционно запрягали в колесницы. В погребениях пеших воинов найдены пули для пращи.
Идентифицируя захоронения на горе в Телль Банате, ученые обратились к победным надписям на стелах, традиционным для Месопотамии третьего тысячелетия до нашей эры. Знаменитая Стела коршунов шумерского правителя Эанатума содержит графическое изображение сваленных в высокую кучу мертвых тел поверженных врагов и победное обещание богу войны Нингирсу: «гора их трупов достигнет Небес». Ученые предположили, что в Телль Банате впервые найдено археологическое подтверждение жестокому обещанию. Но многолетние исследования кургана показали, что это не так.
Ряд признаков свидетельствует о том, что курган не был братской могилой убитых в сражении, а останки погибших доставили на холм и сложили в ямы гораздо позже их смерти. Северный Телль Банат стал для них местом вторичного захоронения. Главный аргумент в пользу ритуального перезахоронения — значительная фрагментация и перемешанность костных останков. Археологи считают, кости могли быть перенесены с другого кладбища или с поля битвы. Захоронение на Белом памятнике не похоже на хаотичное скопление тел поверженного врага. Жители Телль Баната построили мемориал для своих и позаботились о тщательном оформлении масштабного мемориала, для строительства которого потребовались усилия большого количества людей.
N +1 уже обращался к исследованиям войны и насилия в человеческом обществе. Мы рассказывали об опыте изучения внутривидового насилия среди людей в сравнении с «общеприматным» и его динамике в разные исторические эпохи.
Елена Синицкая