Антропологи исследовали изображения лосей в виде наскальных рисунков и погребального инвентаря в Прибайкалье среднего голоцена и пришли к выводу, что погребальный инвентарь, символизирующий это животное, считался необходимым для провода души умершего в загробный мир. Исследователи считают, что древние охотники-собиратели видели в лосях существ, способных преодолевать фундаментальную границу между землей и водой, то есть между разными уровнями мироздания. Статья опубликована в Journal of Anthropological Archaeology.
Изображения лося, как и медведя, распространены в искусстве древних сибирских охотников-собирателей. Они представлены в виде многочисленных наскальных рисунков, многие из которых, к сожалению, в настоящее время утрачены, например, из-за строительства плотин на крупных реках, а также в погребальном инвентаре. Одним из основных центров, где активно эксплуатировался образ лося, выступает Прибайкалье, особенно долина реки Ангары. Большую часть информации об этих памятниках можно сегодня узнать лишь благодаря работе академика Окладникова, проделанной еще в начале второй половины XX века.
Лоси чаще всего изображались древними охотниками-собирателями в натуралистичном виде на скалах и как отдельные объемные головы без рогов в виде погребального инвентаря. Часто использование образа лося ученые связывали с тем, что он составлял основу рациона питания местных популяций, или же увязывали с «женским культом» из-за безрогости фигур животных. Нередкой является позиция, что для неолитических охотников-собирателей лось связан с культом предков, а скалы с петроглифами трактовались как места культовых праздников и ритуалов.
Роберт Лоси (Robert Losey) из Университета Альберты совместно с российско-канадскими антропологами провел исследование, направленное на реконструкцию образа лося в мировоззрении охотников-собирателей среднего голоцена в Прибайкалье. Хронология рассмотренных находок (наскальных рисунков и погребального инвентаря) является очень широкой: от позднего мезолита (около 8630–7560 годов до нашей эры) до раннего бронзового века (около 4970–3470 годов до нашей эры).
Антропологи отметили, что лоси составляли незначительную часть рациона питания охотников-собирателей Прибайкалья. Например, на ранненеолитической стоянке Шаманка II обнаружили в общей сложности 685 останков копытных животных, из которых лишь 9,1 процента относились к лосям, значительно уступая благородным оленям и косулям. Исследования стабильных изотопов также подтверждают это предположение. Ученые отметили, что если бы изображения животных отражали их важность как пищевого ресурса, то тогда в регионе бы доминировали рыбы, тюлени, косули и благородные олени.
Антропологи полагают, что образ лося может изображать «женское существо» или «мать животных». Главная отличительная черта самцов лося – это рога и она отсутствует на всех рассмотренных исследователями находках. Ученые поддерживают одну из более ранних гипотез, что лось у местного населения связан с реками и погребальным обрядом. Все наскальные рисунки и погребения с инвентарем, изображающим лося, находились на берегах водоемов, что указывает на некую связь между обрядом, водой и лосем.
Инвентарь, символизирующий лося, хорошо представлен в погребениях раннего неолита, однако и тогда он встречался не чаще, чем в 10 процентах случаев. Ученые не смогли выяснить, как захоронения с такими артефактами соотносятся с похороненными людьми, то есть каков был их статус или роль в общине. Однако они предложили рассмотреть поведение лося через космологию и мировоззрение евразийских охотников-собирателей. Лось представлялся одиноким животным, которому иногда свойственно конфронтационное поведение, что отличало его от большинства других крупных млекопитающих.
Антропологи отметили, что важная поведенческая черта лосей – это использование ими водных ресурсов. Они прекрасные пловцы и могут нырять на несколько метров в глубину в поисках корма. Это нехарактерно для большинства других крупных наземных млекопитающих Евразии. В глазах охотников-собирателей лоси были способны преодолевать фундаментальную границу между землей и водой. Реки и другие крупные водоемы соединяли разные уровни мироздания, то есть душа умершего, пересекая реку, могла попасть в подземный мир. Ученые пришли к выводу, что именно этим объясняется размещение захоронений на побережьях и погребальный инвентарь, который сможет сопроводить душу умершего в другой мир.
От редактора
После долгих обсуждений в редакции мы решили изменить заголовок настоящей заметки, так как посчитали его более подходящим
Ранее на N + 1 мы рассказывали о других древних произведениях искусства. Так, норвежский археолог нашел древнейшее изображение лодки в Европе, а за пределами Африки обнаружили самое раннее изображение гориллы.
Михаил Подрезов