Электромобиль Tesla Model S попал в дорожно-транспортное происшествие в американском штате Техас в результате чего оба человека в салоне погибли, сообщает местный телеканал KHOU. Прибывшая на место происшествие полиция осмотрела сгоревший после столкновения автомобиль и пришла к выводу, что на момент аварии ни один из погибших не был за рулем, а свидетели утверждают, что они собирались проверить работу автопилота. В то же время глава Tesla Илон Маск утверждает, что автопилот не был включен на момент аварии.
Одно из главных отличий электромобилей Tesla от большинства других автомобилей заключается в системе продвинутой системы помощи водителю (ADAS), добавленной в виде программного обновления в 2015 году. Изначально по функциям она представляла собой адаптивный круиз-контроль, но постепенно разработчики расширяли возможности программного обеспечения и осенью 2020 года начали рассылать некоторым аккуратным водителям бета-версию полного автопилота, способного самостоятельно ездить по городским улицам.
Но несмотря на широкие технические возможности, юридически автопилот Tesla остается лишь системой помощи водителю и компания обязывает водителя постоянно следить за дорогой и держать руки на руле, в отличие от аналогичных систем от Cadillac, Nissan и Ford, которые следят за вниманием водителя через камеры, или Honda, которая единственной среди автопроизводителей предлагает автопилот, позволяющий в некоторых ситуациях вовсе не следить за дорожной ситуацией. При этом в публичных заявлениях Tesla всячески преподносит свой автопилот как более совершенную систему, чем она есть на самом деле, и официально называет ее Full Self-Driving Capability, а система слежения за водителем реализована слабо, основана на обнаружении давления на руль и легко обходится. В результате часть водителей воспринимает Tesla с включенным автопилотом как полностью самостоятельный беспилотный автомобиль, что периодически приводит к авариям, в том числе смертельным.
Очередной такой случай произошел в американском штате Техас 18 апреля. В темное время суток, в 23:25 по местному времени, Tesla Model S ехала по изгибающемуся участку дороги, съехала с него и на большой скорости врезалась в дерево. После этого автомобиль загорелся, а оба человека, 59 и 69 лет, находившиеся в салоне, не смогли выбраться из него и погибли. Полицейские, прибывшие на место аварии и осматривавшие его, отметили, что на тушение пожара ушло почти четыре часа и пожарным даже пришлось звонить в Tesla, чтобы уточнить у них лучший способ справиться с возгоранием аккумуляторов.
Полицейские отметили, что ни один из погибших не находился за рулем: один был на переднем пассажирском сиденье, а второй на заднем. Специалисты по реконструкции обстоятельств дорожно-транспортных происшествий осмотрели салон и по расположению тел сделали вывод, что погибшие не могли переместиться на пассажирские сиденья от удара или самостоятельно и однозначно были не за рулем во время столкновения.
После случившегося глава Tesla Илон Маск заявил в твиттере, что компания изучила логи с автомобиля и пришла к выводу, что автопилот не был включен на момент аварии. Кроме того, у нее не была приобретена функция Full Self-Driving Capability (это один из двух вариантов ADAS в автомобилях Tesla наравне с Autopilot, имеющая по сравнению с ней больше возможностей, например, поддержку смены полосы и съезда с трассы на другую дорогу. Однако оба варианта позволяют автомобилю ехать самостоятельно). Помимо этого, Маск отметил, что функцию Autopilot можно включить только на дороге с разметкой, а на улице, где произошла авария ее не было. Но это не противоречит выводам специалистов по реконструкции: водитель мог активировать автопилот на улице с разметкой и в таком случае автомобиль продолжил бы ехать самостоятельно на участке без разметки.
Стоит отметить, что заявление Маска не согласуются с заявлениями полицейских: местный глава полиции отметил, что за несколько минут до происшествия свидетели слышали, что владелец автомобиля планировал показать другу, что автомобиль может ехать самостоятельно без человека за рулем.
Ранее автомобили Tesla не раз попадали в смертельные аварии под управлением автопилота, но с водителями за рулем. Среди этих аварий можно выделить две, в которых явно видна недостаточная проработанность алгоритмов автопилота. В обоих случаях автомобиль врезался в полуприцеп грузовика и даже не пытался затормозить, потому что воспринимал пространство под ним как достаточное для проезда. Подробнее об этих случаях можно прочитать в нашем блоге «И враг мой грузовик».
Григорий Копиев