Крупный город с большим количеством построек и хорошо сохранившейся утварью обнаружили археологи в Луксоре, на юге Египта. Город располагался на западном берегу Нила, в районе Фиванского некрополя. Время его существования ученые определяют XIV веком до нашей эры — эпохой правления фараонов Аменхотепа III и Эхнатона. По-видимому, город, носивший название «Вознесение Атона», был основан для обеспечения потребностей царской резиденции. Министерство туризма и древностей Египта сообщило об открытии в фейсбуке.
Время царствования Амехотепа III (около 1388–1351 годов до нашей эры) было эпохой экономического, политического и культурного расцвета. Благодаря успешной завоевательной политике его предшественников Египет обогатился и стал одной из ведущих держав Ближнего Востока. Правление Аменхотепа III было мирным периодом, в течение которого государство процветало за счет обильной дани, получаемой от зависимых стран, активной торговли и умелой дипломатии. Это время отмечено взлетом искусства и грандиозным строительством, особенно в столице страны — Фивах, где при Аменхотепе III был значительно расширен храмовый комплекс Карнака и возведен Луксорский храм. На западном берегу Нила также сохранились следы строительной деятельности фараона — руины изысканного дворца, известные как Малката, и немногочисленные остатки заупокойного храма, в частности, Колоссы Мемнона.
Беспрецедентное возвышение культа царя (вплоть до обожествления), характерное для последних лет правления Аменхотепа III, возможно, было связано со стремлением ограничить влияние жречества Амона-Ра — главного государственного культа. К этому же времени относятся и первые признаки возвышения культа Атона — зримой формы солнечного божества — и упрочения его связи с царским домом. Эту тенденцию довел до логического завершения сын и преемник Аменхотепа III — Аменхотеп IV, или Эхнатон (1351–1334 годы до нашей эры), автор радикальной религиозной реформы, призванной обеспечить фараону исключительную религиозную роль и лишить жречество источников социального и экономического могущества. На пятом году царствования Эхнатон покинул Фивы и основал в Среднем Египте новую столицу — Ахетатон («Горизонт Атона»).
Религиозная реформа и пограничные с ней эпохи оставили после себя немало памятников. Однако этот период был настолько наполнен важными событиями, что египтологи признают число археологических и письменных свидетельств о нем совершенно недостаточным. Кроме того, главными материальными памятниками древнеегипетской истории традиционно остаются храмы и гробницы, а о жизни городов, остатки которых, как правило, спрятаны под выраставшими на их месте позднейшими постройками, известно немного. Поэтому обнаружение руин городского поселения становится крупнейшим событием.
Египетская археологическая миссия во главе с доктором Захи Хавассом (Zahi Hawass), бывшим министром по делам древностей, ныне руководителем Центра египтологии в Каире, обнаружила остатки города в ходе поисков заупокойного храма Тутанхамона. Раскопки на территории Фиванского некрополя начались в сентябре 2020 года и охватили участок между заупокойными комплексами Рамсеса III в Мединет-Абу и Аменхотепа III в Ком-эль-Хеттан. Здесь ученые вместо ожидавшегося храма нашли большое количество сооружений из кирпича-сырца с хорошо сохранившимися стенами. Высота некоторых стен достигает трех метров, а постройки разделены улицами. В помещениях археологи обнаружили предметы утвари, ювелирные украшения и амулеты в виде скарабеев.
На сегодняшний день раскопками вскрыта лишь часть города, но ученые уже знают, что он состоял из двух районов. К северу располагалась, по-видимому, зажиточная часть с более упорядоченной планировкой и просторными помещениями. Она отделена от остального городского массива зигзагообразной стеной. Пока археологи обследовали лишь небольшой участок этого района. С южной стороны раскопан район, в котором найдены мастерские и рабочие инструменты. Судя по находкам, местные жители занимались прядением, ткачеством и изготовлением стеклянных и металлических изделий (об этом говорит обнаруженный шлак и литейные формы для фигурок-оберегов и элементов декора).
В южной части города археологи нашли также площадку для изготовления сырцовых кирпичей. Печати с именем Аменхотепа III на готовых кирпичах позволили приблизительно установить время возведения городских зданий — первая половина XIV века до нашей эры. Кроме того, в этом районе располагалась зона для приготовления пищи с пекарней и множеством фрагментов керамической посуды. Эта кухня, судя по числу найденных сосудов, обслуживала большое количество людей.
Одной из важнейших находок стал кувшин, содержавший около 10 килограмм вяленого или вареного мяса. Надпись на сосуде сообщает: «37-й год, мясо для третьего празднества Хеб-сед с бойни на скотном дворе Ха, приготовлено мясником Иуи». Благодаря этой надписи ученые не только узнали имена двух горожан, но и установили, что жизнь здесь продолжалась и в самом конце царствования Аменхотепа III, когда тяжело больной фараон управлял государством уже совместно с сыном, будущим реформатором. К последнему периоду существования города, вероятно, относится глиняная печать с надписью, упоминающей фиванский храм Гем-па-Атон, сооруженный Эхнатоном незадолго до того, как царский двор забросил старую столицу.
Основываясь на письменных источниках, упоминающих о существовании на западном берегу Нила, напротив Фив, большого города под названием «Вознесение (то есть восход) Атона», египтологи пришли к выводу, что в ходе раскопок удалось обнаружить именно его. Город мог быть построен для обслуживания масштабного дворцового ансамбля Аменхотепа III — Малкаты, руины которой лежат к юго-западу. Возможно также, что, помимо огромной царской резиденции, горожане были связаны в своей деятельности с поселением строителей гробниц в Дейр-эль-Медине, расположенной в северо-западном направлении. Захи Хавасс полагает, что «Вознесение Атона» и поселок в Дейр-эль-Медине могли составлять единый комплекс.
По мнению ученых, город был покинут, когда Эхнатон перенес столицу в новое место. Археологи нашли в нем необычное захоронение человека, колени которого были обвиты веревкой, а также останки двух коров или быков, лежащие внутри помещений. Не исключено, что эти находки имеют отношение к моменту, когда жители оставили город или были переселены фараоном к месту строительства новой столицы. Вернулись ли они на прежнее место, когда Малката в течение некоторого времени использовалась последними фараонами XVIII династии Эйе и Хоремхебом, покажут дальнейшие исследования. Но, когда местный дворец в XIII веке до нашей эры пришел в упадок, прекратил свое существование и город. Благодаря тому, что он оказался занесен песками и забыт, египтологи получили возможность узнать о том, как организовывалась экономическая поддержка царской резиденции и о том, как жили обеспечивавшие ее люди.
Ранее археологи сообщили об обнаружении в Абидосе руин дворца Рамсеса II, а также о находке в верхнеегипетских каменоломнях Гебель эс-Сильсила мастерской по обработке песчаника времен царствования Аменхотепа III.