Австралийские динго, вопреки популярным утверждениям, редко скрещиваются с бродячими собаками европейского происхождения. К такому выводу пришла команда биологов, проанализировав генетические образцы этих хищников со всего континента. Оказалось, что из всех динго больше всего собачьих генов несут популяции с юго-востока Австралии, в то время как в северной, центральной и западной частях страны обитают почти исключительно чистокровные динго. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Australian Mammalogy.
Динго (Canis lupus dingo) попали в Австралию вместе с людьми около восьми тысяч лет назад. Здесь они быстро одичали и превратились в верховных хищников континента, вытеснив сумчатых волков (Thylacinus cynocephalus). Однако с появлением европейских колонистов у динго начались проблемы. Фермеры считали диких собак угрозой для скота и массово отстреливали и травили ядом. Кроме того, благодаря европейцам в Австралии появились домашние собаки, многие из которых стали бродячими. Предполагается, что они так активно скрещивались с динго, что чистых представителей этой эволюционной линии осталось очень мало. Согласно этой идее, в наши дни большинство австралийских динго — скорее просто бродячие собаки.
Команда зоологов во главе с Кайли Кэрнс (Kylie M. Cairns) из Университета Нового Южного Уэльса решила выяснить, соответствует ли это утверждение действительности. Исследователи отказались от устоявшейся традиции определять чистокровность динго по их внешнему виду и строению черепа и вместо этого воспользовались генетическими методами.
Впервые Кэрнс и ее коллеги применили этот подход в 2019 году — тогда они доказали, что большинство динго в штате Новый Южный Уэльс, вопреки популярным представлениям, являются чистокровными или несут больше 75 процентов генов динго. В новой работе исследователи проанализировали более пяти тысяч генетических образцов диких и бродячих собак со всего континента.
В результате выяснилось, что 33,7 процента из них принадлежат к чистокровным динго, 30,4 процента — к вероятно чистокровным, а еще у 19,8 процента доля генов динго составляет более 75 процентов. Кроме того, у 11,7 процента изученных особей доля генов составляет от 65 до 75 процентов, а у 3,2 процента — от 50 до 65 процентов. Доля бродячих собак европейского происхождения или гибридов собак и динго первого и второго поколения оказалась неожиданно низкой — всего около 1,2 процента. Среди первых в выборку попала лишь 31 особь, а среди вторых — 27 особей.
Нанеся результаты на карту, Кэрнс и ее соавторы обнаружили, что динго и бродячие собаки скрещиваются почти исключительно на юго-востоке Австралии, причем в основном в окрестностях населенных пунктов. Большинство динго с примесью собачьих генов происходят именно оттуда. Это может быть связано с тем, что в данной части континента европейцы и их собаки живут дольше всего. Кроме того, здесь издавна активнее отстреливают и травят динго, что нарушает социальную структуру этих животных и повышает риск гибридизации с собаками. В то же время в северной, центральной западной части континента подавляющее большинство динго чистокровные.
Таким образом, одичавшие собаки в Австралии, вопреки популярным утверждениям, немногочисленны. Они не сформировали здесь самоподдерживающихся популяций, независимых от человека, и редко скрещиваются с динго. Борьба с бродячими собаками в заповедниках и национальных парках и стерилизация домашних собак могут дополнительно снизить риск их гибридизации с динго на юго-востоке континента. Кэрнс и ее коллеги надеются, что полученные ими результаты помогут более эффективно управлять популяциями динго.
Ранее мы рассказывали, как на Новой Гвинее были обнаружены дикие предки близких родственников динго — поющих собак. Долгое время считалось, что они вымерли в природе, однако экспедиция, отправившаяся в горы на западе острова, смогла их обнаружить. Открытие поможет увеличить генетическое разнообразие поющих собак из зоопарков, которые страдают от последствий близкородственного скрещивания.
Сергей Коленов