Специалисты подмосковного Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского испытали модель перспективного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929 с крылом, оснащенным серповидными законцовками. Согласно сообщению института, исследования проводились в трансзвуковой аэродинамической трубе Т-128 при скоростях потока до 0,96 Маха и были признаны успешными.
Разработка лайнера CR929 ведется китайской корпорацией COMAC и российской Объединенной авиастроительной корпорацией с 2014 года. Длина CR929 составит 63,3 метра, а размах крыла — 63,9 метра. Дальность полета самолета составит около 12 тысяч километров, что позволит использовать его на большинстве средне- и дальнемагистральных маршрутов. Лайнер в трехклассовой компоновке сможет перевозить 281 пассажира.
Перспективный самолет планируется оснастить двумя двигателями, каждый из которых должен развивать тягу не менее 347,2 килоньютона. При этом на лайнер могут быть установлены и более мощные силовые установки с учетом того, что китайская сторона в будущем планирует разработать удлиненную версию CR929. В рамках проекта CR929 российская сторона, помимо прочего, отвечает за разработку композитного крыла, его механизации, подвески двигателей и основных стоек шасси.
Испытания моделей CR929 в аэродинамической трубе проводятся с 2019 года. За это время специалисты исследовали модели самолета с несколькими вариантами крыла. Во время недавно завершившихся исследований модель лайнера была оснащена крылом с серповидными законцовками, имеющими значительное сужение. Благодаря этому удастся добиться существенно снижения массы конструкции.
По словам начальника отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ Ивана Чернышева, реализованное в крыле сужение является рекордными для российских гражданских лайнеров. Сложность этой конструкции заключается в том, чтобы на узких законцовках крыла не возникали явления срыва потока. Аэродинамические испытания, проводившиеся при скоростях потока до 0,96 Маха и числах Рейнольдса от 3,5 до 5 миллионов, подтвердили аэродинамическое качество крыла.
Визуализация обтекания модели CR929 с новым крылом проводилась методом жидких кристаллов. Деформацию крыла оценивали с помощью видеограмметрии. По итогам исследований специалисты подтвердили проектную крейсерскую скорость лайнера 0,85 Маха.
До конца 2021 года ЦАГИ проведет еще один этап исследований модели CR929. На этот раз на нее будет установлено крыло с адаптивной задней кромкой. Специалисты будут изучать особенности обтекания такого крыла на крейсерских режимах полета, а также исследовать характеристики модифицированных пилонов авиационных двигателей.
Василий Сычёв