Широкоухие складчатогубы способны подниматься до 1600 метров над землей, используя восходящие воздушные потоки, обусловленные особенностями рельефа. Это помогает им быстрее находить пищу и перемещаться на большие расстояния с меньшими затратами энергии, сообщается в статье для журнала Current Biology. Ранее считалось, что рукокрылым такой способ перемещения недоступен, поскольку ночные воздушные потоки не такие сильные, как дневные, которыми пользуются хищные птицы.
Многие виды птиц используют восходящие потоки воздуха, тепловые или обусловленные рельефом, чтобы подниматься на большую высоту и подолгу парить. Подобная стратегия помогает резко сократить расход энергии на полет. Чаще всего на восходящие потоки полагаются хищники и падальщики: например, благодаря им андские кондоры (Vultur gryphus) могут преодолевать расстояния до 172 километров без единого взмаха крыльями.
По ночам солнце не нагревает поверхность земли, в результате чего тепловые потоки ослабевают. Кроме того, становится сложнее заметить элементы рельефа, которые генерируют восходящие потоки. Исходя из этого, ученые долгое время предполагали, что ночные птицы и рукокрылые не способны к пассивному полету за счет восходящих потоков.
Тем не менее некоторые летучие мыши по ночам поднимаются на сотни и даже тысячи метров над землей. Команда специалистов во главе с Тигом О’Мара (M. Teague O’Mara) из Университета Юго-Восточной Луизианы решила выяснить, как им это удается. Для этого исследователи отправились в гористую местность на северо-востоке Португалии и пометили восемь самок широхоухих складчатогубов (Tadarida teniotis) GPS-трекерами, которые фиксировали трехмерное положение летучих мышей каждые тридцать секунд. Перемещения каждой особи отслеживали в течение одной-трех ночей, в среднем по шесть часов за ночь.
О’Мара и его соавторы выяснили, что складчатогубы покидают пещеры, где проводят светлое время суток, в среднем через 47 минут после захода солнца. В течение всей ночи рукокрылые охотятся, после чего возвращаются к месту дневки — изначальному или одному из альтернативных. Хотя большую часть времени складчатогубы перемещаются вдоль элементов рельефа, иногда они быстро поднимаются на большую высоту. Например, одна из особей поднялась до 1680 метров выше уровня земли всего за двадцать минут. Большинство складчатогубов, достигнув максимальной высоты полета, вскоре спускаются на высоту примерно в сто метров над землей, однако некоторые находятся на высоте больше километра до двадцати минут (в среднем около восьми минут).
Исследователи разделили все эпизоды восходящего полета складчатогубов на две категории. В первую попали сорок восемь случаев, когда летучие мыши поднимались особенно высоко (в среднем на 564 метра над землей). Во вторую категорию включили триста тридцать пять подъемов на умеренную высоту (в среднем до 115 метров, максимум — 334 метра). Сравнение показало, что на бóльшие высоты складчатогубы поднимаются быстрее, чем на умеренные, однако средняя скорость их полета при этом ниже. Чаще всего эти летучие мыши поднимаются на большие высоты вдоль крутых южных и западных склонов, где дуют ветра, направленные вверх по гребням.
Полученные данные свидетельствует, что складчатогубы, подобно птицам, используют восходящие потоки воздуха, создаваемые гористой местностью. Благодаря сочетанию рельефа и ветров они могут быстро подниматься на значительную высоту. Легче всего это сделать летучим мышам, которые находятся в долинах. Авторы предполагают, что складчатогубы способны составлять мысленную карту, которая позволяет им ориентироваться в восходящих потоках.
Исследователи обнаружили, что складчатогубы могут развивать скорость полета до 135 километров в час, однако обычно летают медленнее. При поддержке попутного ветра собственная скорость летучих мышей снижается, а на больших высотах, где сила ветра ослабевает, наоборот, растет.
Весной и осенью широкоухие складчатогубы из Южной Европы активно охотятся на перелетных чешуекрылых, которые скапливаются в воздушных слоях в 200-600 метрах над землей. О’Мара и его коллеги проводили свое исследование в августе, когда миграция насекомых уже началась, и отметили, что летучие мыши наиболее активны именно на этих высотах. По мнению авторов, восходящие потоки позволяют складчатогубам совершать энергетически экономные исследовательские вылазки в поисках скоплений добычи. В некоторых случаях насекомые концентрируются с подветренной стороны склонов — и чтобы попасть сюда, летучей мыши достаточно «оседлать» ветер и дождаться, пока он сам принесет ее к богатому источнику корма.
Впрочем, на высотах более километра мигрирующие насекомые не встречаются, так что самые высокие подъемы складчатогубов требуют иного объяснения. Возможно, пользуясь восходящими потоками воздуха, эти летучие мыши просто экономят энергию при перемещении на большие расстояния, например, между местами для дневок. При этом их полет напоминает траекторию вагончика американских горок: добравшись до склона, складчатогубы поднимаются на восходящем потоке, а затем медленно спускаются, после чего цикл повторяется.
Близкие родственники широкоухих складчатогубов, бразильские складчатогубы (T. brasiliensis) в горизонтальном полете могут развивать скорость до 160 километров в час. Это выше, чем у любой птицы. Даже соколы-сапсаны развивают более высокую скорость лишь во время пикирования.
Сергей Коленов