Французская авиакомпания Air France-KLM, оператор аэропортов Groupe ADP и власти Парижа занялись исследованиями возможностей применения водорода в аэропортах. Как пишет Aviation Week, в рамках проекта планируется изучить предложения компаний по хранению и транспортировке водорода в аэропортах, использования его для энергообеспечения инфраструктуры, а также заправки наземного аэродромного транспорта и самолетов.
Водородное топливо рассматривается несколькими разработчиками в качестве экологичной альтернативы углеводородному авиационному топливу, биотопливу и синтетическому горючему. При сгорании водорода единственным продуктом, выделяющимся в процессе, является вода. Предполагается, что благодаря водородному топливу авиаперевозки можно будет сделать экологичными без ущерба развитию авиации.
К проекту по исследованию возможностей применения водорода планируется подключить аэропорта: Ле-Бурже, Шарль де Голль и Париж-Орли. Исследование будет проводиться по трем направлениям: инфраструктура, использование и эффективность. Заявки компаний, разработчиков оборудования для обращения с водородным топливом и водородных энергосистем, будут приниматься до 19 марта 2021 года включительно, а участников проекта планируется назвать в апреле.
В рамках первого направления исследования планируется определить технологии, которые позволят в условиях аэродрома хранить, перевозить и распределять водород как в газообразной, так и в жидкой формах. Речь идет не только об эффективных системах хранения водорода, но также о небольших установках для получения жидкого водородного топлива и систем дозаправки наземного транспорта и самолетов.
Второе направление предполагает проработку вариантов использования водорода для энергообеспечения инфраструктуры аэропортов и аэродромной техники. Наконец, третье направление исследования предполагает изучение технологий, которые бы позволили улавливать водород, утечки которого неизбежно будут происходить при дозаправке техники, а также повторного выделения водорода из воды, образующейся при сгорании этого газа в двигателях и энергоустановках.
Завершить исследование планируется к 2035 году, когда могут появиться первые летательные аппараты, работающие на водородном топливе. В декабре прошлого года европейский авиастроительный концерн Airbus приступил к разработке контейнеров для водородных транспортных и дальнемагистральных самолетов, в которых будут установлены электромотор, водородные топливные элементы, управляющая электроника и системы охлаждения.
Такие контейнеры планируется разработать в рамках проекта ZEROe по созданию водородных летательных аппаратов с нулевым уровнем вредных выбросов. Разработкой проекта ZEROe концерн Airbus занялся осенью 2020 года. Проект предполагает разработку семейства водородных самолетов к 2035 году.
Василий Сычёв