У стеклянных лягушек впервые обнаружили визуальные демонстрации. Как выяснили зоологи из Эквадора и США, самцы вида Sachatamia orejuela привлекают самок и маркируют границы территории не только высокочастотным пением, но и с помощью кивков головой и размахиваний лапками. Эти амфибии живут у водопадов, которые заглушают их крики, поэтому полагаться только на звуковую коммуникацию не могут. Похожая адаптация есть у ряда других видов лягушек из разных семейств, населяющих разные континенты. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Behaviour.
Когда дело доходит до привлечения самок или маркировки территории, самцы лягушек и жаб обычно полагаются на акустические сигналы, от привычного нам кваканья до необычных криков, напоминающих пение птиц или кузнечиков. Однако некоторые бесхвостые амфибии живут в местах, где слишком шумно для общения исключительно с помощью звуков, например, у водопадов. Чтобы привлечь внимание потенциальных партнеров, самцы таких видов в дополнение к брачным крикам используют визуальные демонстрации. Данная особенность поведения независимо развилась у лягушек из разных семейств, живущих на разных континентах.
Зоологи Ребекка Бруннер (Rebecca M. Brunner) из Калифорнийского университета в Беркли и ее коллега Хуан Гуаясамин (Juan M. Guayasamin) из Университета Святого Франциска в Кито обнаружили еще один пример лягушек, которые совмещают пение с визуальными представлениями. Объектом их исследования стал малоизученный вид Sachatamia orejuela, который относится к семейству стеклянных лягушек (Centrolenidae) и населяет Эквадор и Колумбию. Излюбленные местообитания этих амфибий — скалы в окрестностях водопадов, куда долетают брызги воды.
Несмотря на то, что по меркам своего семейства S. orejuela отличается довольно крупными размерами (длина ее тела составляет около 32 миллиметров), это скрытная лягушка с развитой маскировочной окраской. Неудивительно, что она редко попадается на глаза ученым, а о ее размножении ничего неизвестно. Чтобы восполнить этот пробел, Бруннер и Гуаясамин отправились в заповедник Машпи в эквадорских Андах и с февраля по апрель 2019 года обследовали местные водопады в поисках лягушек.
В общей сложности зоологи отметили восемнадцать особей S. orejuela, которые сидели на мхе или влажных скалах у четырех водопадов. Все найденные лягушки сидели в зоне, куда долетали брызги воды, не далее двадцати метров от водопада. Несмотря на усиленные поиски, Бруннер и Гуаясамин зарегистрировали поющих самцов лишь на одном водопаде. Две особи, находившиеся менее чем в шести с половиной метрах друг от друга, издавали одиночные или двойные писки в вечерние часы, с семи до десяти часов вечера. Одновременно с этим лягушки покачивали головой и размахивали лапками. Других представителей вида рядом обнаружить не удалось.
Анализ аудиозаписей показал, что S. orejuela поют с пиковой частотой 7,433 килогерца. Хотя голоса стеклянных лягушек обычно высокочастотные (средняя высота для 72 изученных видов — 4,88 килогерца), у этого вида сигналы высокие даже по меркам других видов семейства. Обычно чем крупнее вид животного, тем более низкие звуки он издает, однако пение S. orejuela, напротив, выше, чем у более мелких представителей семейства. Авторы полагают, что эта особенность связана с тем, что эта лягушка обитает около водопадов — источников низкочастотного шума. Интересно, что S. orejuela оказались обладателями парных горловых мешков — у всех известных стеклянных лягушек он одинарный. Возможно, раздувающиеся мешки служат в качестве дополнительного зрительного стимула.
Основываясь на сделанных видеозаписях, Бруннер и Гуаясамин подробно описали визуальные сигналы S. orejuela. Это первый случай подобных демонстраций у представителей семейства стеклянных лягушек. В дополнение к пению самцы кивали головами, а также взмахивали передними и задними лапками. В среднем каждый самец издавал писк или один из трех визуальных сигналов раз в двадцать секунд.
Хотя последовательность действий самцов, судя по всему, была не фиксированной, чаще всего они начинали демонстрационный цикл с двух-четырех криков, сопровождающихся раздуванием горловых мешков, затем кивали головой, после чего взмахивали одной из передних и задних лап (иногда по отдельности, а иногда одновременно). Представление продолжалось в течение двух часов, при этом самцы периодически позволяли себе периоды отдыха, когда они только пели, но не производили визуальных демонстраций.
Представления самцов S. orejuela, вероятно, позволяют им маркировать территорию в условиях плохой слышимости. Несмотря на то, что два попавшихся на глаза ученым самца находились недалеко друг от друга, Бруннер и Гуаясамин не считают, что визуальные сигналы, которые они подавали, служили в качестве прямых угроз соперникам. Интересно, что демонстрации лягушек происходили в ночные часы. Может показаться, что увидеть их невозможно, однако у амфибий хорошо развито ночное зрение, так что сигналы должны были дойти до адресатов.
Исследователи надеются, что в будущем им удастся подробнее изучить брачное поведение S. orejuela. В частности, они намерены выяснить, интересуются ли самки, помимо пения, визуальными демонстрациями самцов, или визуальные сигналы служат исключительно для защиты территории.
В прошлом году ученые описали у стеклянных лягушек совершенно новый тип камуфляжа, который получил название краевой диффузии. Эти амфибии полупрозрачны, благодаря чему их яркость автоматически подстраивается под фон. При этом более прозрачные лапы размывают края тела лягушек и позволяют им еще сильнее слиться с субстратом.
Сергей Коленов