Летный образец перспективного российского пассажирского самолета МС-21-300 во время испытаний прерванным взлетом в подмосковном Жуковском выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Как сообщает ТАСС, причины происшедшего пока выясняются; по одной из предварительных версий, самолет не сумел остановится из-за сложных погодных условий.
Прерванным взлетом называется процедура экстренного прекращения взлета и остановки самолета. Эту процедуру можно выполнять до достижения определенной скорости, рассчитываемой исходя из состояния покрытия взлетно-посадочной полосы, погодных условий и взлетной массы летательного аппарата. При возникновении аварийной ситуации после превышения расчетной скорости, которая называется скоростью принятия решения, взлет прерывать уже нельзя.
Испытания прерванным взлетом являются одним из важнейших этапов в программе летных испытаний любых самолетов. Он позволяет оценить работу реверсивного устройства двигателей самолета и его системы экстренного торможения, а также надежность и температурную выносливость тормозящих устройств в стойках шасси. Помимо прерванного взлета самолеты также проходят испытания прерванной посадкой.
По предварительным оценкам, МС-21, выкатившийся за пределы взлетно-посадочной полосы и остановившийся в глубоком снегу, видимых повреждений не получил. Отказа бортовых систем зафиксировано не было. Экипаж самолета также не пострадал. Происшествие не повлияло на работу аэропорта в Жуковском, где проводились испытания лайнера. Во время испытаний прерванным взлетом специалисты имитировали отказ одного двигателя МС-21.
МС-21 создается с первой половины 2000-х годов. В зависимости от конфигурации лайнер сможет перевозить от 150 до 210 пассажиров. Дальность его полета составит шесть тысяч километров, а скорость полета — около 870 километров в час. В своем классе лайнер получил самый широкий фюзеляж. Его ширина составляет 4,06 метра. Длина МС-21 составляет 42,2 метра, размах крыла — 35,9 метра, а высота −11,5 метра.
Максимальная взлетная масса лайнера составляет 79,3 тонны при максимальной массе коммерческой нагрузки — 22,6 тонны. МС-21 является первым в мире узкофюзеляжным пассажирским самолетом с композитным крылом. Версия МС-21-300 оснащена американскими турбовентиляторными двигателями PW1400G. Версия МС-21-310, совершившая первый полет в декабре прошлого года, оснащена российскими силовыми установками ПД-14.
Василий Сычёв