Орангутаны могут заражать друг друга зевотой, точно так же, как люди, шимпанзе и бонобо. Но заразительность зевоты у орангутанов никак не зависит от того, наблюдает ли животное за знакомой ему особью или незнакомой. Об этом в журнале Scientific Reports сообщают нидерландские ученые, которые на протяжении почти двух месяцев показывали орангутанам видео с зевающими сородичами и с компьютерным изображением орангутана — к зевоте последнего животные остались равнодушны.
Спонтанное зевание наблюдается у многих позвоночных, а заразительная зевота менее распространена и чаще встречается у социальных животных, таких как человек, шимпанзе и бонобо, собаки, волки, овцы, попугаи. Но, например, заразительной зевоты не обнаружили у горилл, обыкновенных мартышек, лемуров, хотя эти животные тоже очень общительны, а социальный строй горилл близок к человеческому. Ввиду этого споры о природе заразительной зевоты продолжаются. Пролить свет на этот вопрос можно, проследив закономерности становления этого явления у самого социально развитого семейства — у гоминид, от человека до самых далеких его родственников. Но данных для такого анализа не хватает, ведь даже среди приматов есть неизученные в рамках этого вопроса виды, в том числе орангутаны.
Эви ван Берло (Evy van Berlo) из Лейденского университета и коллеги изучили появление зевоты у восьми орангутанов в ответ на зевание сородичей. В исследовании участвовали четыре самки и четыре самца в возрасте от 15 месяцев до 36 лет.
Эксперимент проходил в парке приматов Апенхеул с 21 января 2019 года по 13 марта 2019 года, на этот период парк был закрыт для посетителей. Орангутанов тестировали по двое-трое, если в течение пяти минут до этого ни у кого из них не было спонтанной зевоты. На размещенном перед вольером экране проигрывались две серии по шесть 14-секундных видео без звука. Чтобы привлечь внимание обезьян, начало каждого ролика предупреждала секундная демонстрация цветного экрана. В первой серии орангутаны видели только зевающего персонажа, во второй — только спокойного, или наоборот. Оба раза животные наблюдали за кем-то одним: либо знакомым орангутаном — один из двух взрослых самцов, содержащихся в этом же зоопарке, либо незнакомым — один из двух взрослых самцов из клипов на YouTube, либо аватаром — компьютерное изображение самца орангутана, созданное Полом Колбринком. Спустя полчаса эксперимент повторялся, но с другим персонажем на видео.
За весь эксперимент исследователи наблюдали 83 зевка орангутанов в ответ на демонстрируемые видеоролики. Животные чаще зевали, когда герой видео зевал, чем, когда персонаж на видео был спокоен (p = 0,001). Но зевание настоящих сородичей, знакомых (p <0,001) или незнакомых (p = 0,023), с большей вероятностью вызывало у орангутанов зевоту, нежели зевки аватара (р = 0,950). Разницы между вероятностью возникновения ответной зевоты на зевание знакомого или незнакомого орангутана не было (p = 0,321).
При беспокойстве и напряжении орангутаны начинают чесаться, поэтому дополнительно исследователи фиксировали количество почесываний при просмотре роликов, но никаких изменений в зависимости от содержания роликов ученые не нашли (p > 0,3).
Авторы заключили, что орангутаны способны заражать друг друга зевотой, как люди, шимпанзе и бонобо, но заразительность зевоты орангутанов не зависит от знакомства животных, что отличает их от людей.
Также ученые отметили, что с эволюционной точки зрения их результаты представляют интересную загадку: почему гориллы, чей социальный образ жизни эволюционно более близок человеческому, не способны заражать друг друга зевотой, а более далекие от человека орангутаны смогли. Но ученые подчеркнули, что делать выводы рано, и прежде стоит перепроверить прежние данные о гориллах.
Более того, и результаты собственного исследования авторы считают предварительными: они требуют большего числа наблюдений, экспериментальных сравнений между видами, а также более тщательного построения эксперимента, в частности, не только с демонстрацией мужских особей, ведь у орангутанов есть некоторые гендерные предпочтения при взаимодействии с сородичами.
Интересно, что орангутаны не только заразительно зевают, но и заразительно чешутся, причем заражаются чесанием недружественные особи в группе и чаще это случается в напряженной социальной ситуации.
Екатерина Рощина