Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) запустило программу по оценке уровня загрязнения воздуха в салоне пассажирских самолетов, которое может представлять угрозу здоровью пассажиров. Как пишет Flightglobal, программа рассчитана на три года. По итогам исследования специалисты намерены узнать какие вещества и в каких случаях могут попадать в воздух в салоне самолетов и как это можно предотвратить.
Салоны пассажирских самолетов выполнены герметичными. Воздух в них подается через систему отбора из внешнего контура турбовентиляторных двигателей. Непосредственно перед подачей в салон воздух из двигателей проходит фильтрацию и систему кондиционирования. При нормальном функционировании силовых установок такой воздух не содержит каких-либо опасных загрязнителей.
Случаи, когда пассажиры самолетов получали отравление из-за попадания в воздух опасных веществ, крайне редки, однако понимание их причин крайне важно для авиационной безопасности. В рамках трехлетней исследовательской программы специалисты EASA намерены изучить степень загрязнения воздуха в салоне самолетов частицами моторного масла и продуктами сгорания масла и топлива.
Кроме того, специалисты намерены определить сценарии, при которых такое загрязнение может происходить, включая различные повреждения двигателей в полете. В рамках программы планируется разработать методики сбора проб воздуха в салонах самолетов, анализа проб с поверхностей в салоне и технологий оценки уровня загрязнения воздуха в случае нештатных ситуаций.
Случаи отравления людей загрязненной воздушной смесью сегодня часто встречаются в боевой авиации. Дело в том, что в боевых самолетах за подачу воздушной смеси в кабину летчиков и дыхательные маски отвечают иные системы, чем на пассажирских самолетах. В частности, за формирование дыхательной смечи отвечает система генерации кислорода. На некоторых типах истребителей загрязнение воздушной смеси может происходить из-за подсоса отработанных газов из двигателей.
Василий Сычёв