Американская компания Bell Helicopter проведет летные испытания перспективной электрической системы EDAT, разрабатываемой в качестве замены традиционным рулевым винтам на вертолетах классической схемы. Как пишет Flightglobal, компания уже провела испытания системы на земле, во время которых ни один из винтов EDAT не отключался. Предварительные проверки показали, что с выходом одного из винтов системы вертолет не потеряет управление.
О разработке EDAT стало известно в феврале 2020 года. Система состоит из четырех небольших электрических фенестронов, установленных в хвостовой части вместо традиционного рулевого винта. Управление рысканием производится теми же педалями, что и при обычном рулевом винте, однако команды до новой системы передаются не с помощью тяг, а с помощью электродистанционной системы.
Летные испытания системы проводятся с мая 2019 года. EDAT установлена на модифицированном многоцелевом вертолете Bell 429, который используется в качестве демонстратора технологии. В общей сложности модифицированный вертолет налетал уже более 25 часов. Специалисты проверяли работу EDAT в режимах взлета и посадки, полетом боком и в крейсерском полете. При этом испытания на работу в аварийных режимах пока не проводились.
По оценке Bell, новая система требует некоторых доработок и более тщательных испытаний. В компании полагают, что на коммерциализацию технологии потребуется от пяти до десяти лет. При этом EDAT можно будет установить на любой вертолет классической схемы с рулевым винтом.
Bell Helicopter занимается разработкой электрических систем компенсации реактивного момента несущего винта вертолета на протяжении последних нескольких лет. В 2017 году компания представила прототип электрической системы компенсации реактивного момента, состоящей из вентилятора в хвостовой балке и боковых управляемых сопел. Прототип системы уже проходит испытания.
Василий Сычёв