ВВС США провели испытания сетевого шлюза gatewayOne, позволяющего истребителям пятого поколения и беспилотным ведомым обмениваться данными. Как пишет Flightglobal, во время испытаний с использованием шлюза обмен данными производился между истребителями F-22 Raptor и F-35 Lightning II, а также беспилотным ведомым XQ-58A Valkyrie.
Разнотипные боевые самолеты, стоящие на вооружении ВВС США сегодня, могут обмениваться друг с другом информацией, однако такой обмен крайне ограничен. В частности, боевые самолеты не способны передавать друг другу полный объем данных целеуказания. Причиной этому является частичная совместимость систем связи, разработанных для истребителей в разные годы.
Сетевой шлюз gatewayOne, разрабатываемый американской компанией Northrop Grumman с мая 2020 года, призван решить эту проблему. Новая система должна обеспечивать точную конвертацию данных, передаваемых в разных форматах, чтобы боевые самолеты могли обмениваться информацией без потери ее частей. Кроме того, шлюз должен позволять получать разведывательные данные со спутников.
Летные испытания gatewayOne состоялись 9 декабря 2020 года на армейском полигоне в Юме в Аризоне. Состоявшиеся проверки признаны частично успешными: истребители F-22 и F-35 успешно обменивались информацией в полном объеме, однако беспилотный ведомый XQ-58A к шлюзу подключиться не смог. По данным американских военных, во время испытаний были проведены 9 из запланированных 18 тестов.
В 2016 году министерство обороны США представило концепцию мультидоменных военных действий. Она предполагает слаженное и точное участие в боевых действиях одновременно разных видов и родов войск: от ВМС и ВВС до кибервойск. Американские военные полагают, что в случае войны одержать победу над высокотехнологичным противником можно только, если одновременно вести боевые действия на суше, на море, в воздухе, в космосе и в киберпространстве.
Василий Сычёв