Биологи обнаружили генетический вариант, носители которого воспринимали запах тухлой рыбы как аромат карамели или даже розы — говорится в исследовании, опубликованном в журнале Current Biology. Исследователи предложили респондентам описать определенные запахи и проанализировали геномы испытуемых. Так они нашли вариант гена обонятельного рецептора TAAR5, который позволяет ощущать запах рыбы как более приятный. В исследовании также обнаружили варианты генов обонятельных рецепторов, которые связаны с восприятием запахов лакрицы и корицы.
Человек способен ощущать запахи благодаря обонятельным рецепторам, которые находятся на внутренней поверхности носа. Молекулы веществ связываются с рецепторами соответствующих клеток, которые генерируют нервный импульс, идущий в мозг. Способность различать большое количество молекул предполагает множество разнообразных рецепторов — их генов у человека целых 885. Вариации в последовательностях этих генов могут неожиданным образом повлиять на восприятие разных запахов.
Исследователи из Университета Исландии под руководством Розы Гисладоттер (Rosa S. Gisladottir) проанализировали геномы более 11 тысяч человек, чтобы выявить связи между генетическими вариантами и субъективным ощущением запахов. Испытуемым предлагали понюхать палочки, на которые нанесли молекулы протухшей рыбы (смесь с триметиламином), лакрицы (транс-анетол), корицы (коричный альдегид), лимона (смесь с лимонным маслом), мяты (смесь с ментолом) и банана (комплексная банановая смесь). После теста респондентов спрашивали, какой запах они ощутили и насколько он был приятным по семибалльной шкале. С возрастом люди хуже определяли запахи, при этом лакрица, корица, мята и лимон становились менее приятными, а вот рыба и банан пожилым людям нравились больше, чем молодым.
От редактора
Авторы не упоминают подробностей состава и критериев выбора веществ для своих ароматических палочек: четыре из шести образцов представляют собой смеси веществ, некоторые компоненты которых не описаны в статье. Например, рыбный ароматизатор включал не только триметиламин, но и "небольшие количества двух летучих соединений серы", состав которых не раскрывается производителем. Авторы приписывают наблюдаемые эффекты триметиламину, не упоминая о других компонентах смеси, поэтому к результатам исследования стоит отнестись с осторожностью.
После теста с запахами ученые провели полногеномный анализ ассоциаций. Этот метод позволяет связать разные варианты последовательностей в выборке геномов с определенным признаком — в нашем случае с восприятием запахов. Так, все геномы секвенируют (устанавливают их последовательность) и исследуют те вариации, которые достоверно чаще встречаются у людей с проявлением признака. В ходе такого анализа биологи обнаружили вариации в трех локусах генома, которые были связаны с восприятием запахов тухлой рыбы, лакрицы и корицы.
Носители редкой аминокислотной замены в гене обонятельного рецептора TAAR5 чаще оценивали запах рыбы как более приятный (p = 0,021). Они больше путались в оценке запаха, называя не связанные с морепродуктами ароматы (p = 3,1×10−8): карамель, картошка, роза, кетчуп. Ученые считают, что отвращение к запаху триметиламина может быть результатом эволюции и оберегать носителя от патогенных микроорганизмов из тухлой еды. Восприятие запаха лакрицы связали с генами кластера обонятельных рецепторов OR6: самая частая вариация (аминокислотная замена в гене OR6C70) позволила носителям лучше отличать лакрицу от других запахов (p = 8,8×10−16), а другая замена — оценивать запах лакрицы как более приятный (p = 3,5×10−4). В этом же кластере обнаружили вариант (межгенный rs317787-T), который повышает (p = 5×10−17) вероятность распознать запах корицы.
За восприятие запахов ответственны не только обонятельные рецепторы, но и зоны обоняния в мозге. Нейробиологи недавно выяснили, что соотношения между похожими запахами — карта запахов — определяются как в обонятельных луковицах, так и в пириформной коре, которая лучше кластеризует запахи и увеличивает точность кодирования.
Аня Муравьева