Американские психологи выяснили, что младенцы могут формировать предпочтения на основе собственного выбора подобно тому, как это делают взрослые: один раз отвергнув одну из двух опций, дети в дальнейшем будут ее избегать и выбирать новую. Подобное предпочтение не объясняется новизной игрушек, которые детям показывают, и проявляется только в том случае, если ребенок делает выбор самостоятельно. Статья с описанием исследования опубликована в журнале Psychological Science.
Предпочтения человека и то, какой выбор он делает в той или иной ситуации, тесно связаны, причем связь эта — во многом двусторонняя. Люди не просто склонны выбирать то, что им нравится (например, в кафе или магазине), но также им со временем начинает нравиться то, что они выбрали, — даже если изначально это было совсем не так.
Первая связь более очевидна: выбор уже известной и предпочитаемой опции максимизирует полезность. Со второй связью все не так прозрачно: некоторые психологи предполагают, что предпочтение, которое появляется после того, как выбор уже сделан, — это механизм подавления когнитивного диссонанса, который появляется, когда человеку кажется, что сделанный им выбор неверен. Другими словами, человек может убедить себя в том, что выбранная им опция ему подходит, а та, от которой он отказался, — нет: это помогает исключить сожаления и связанный с ними дискомфорт.
Подобный механизм формирования предпочтений, обусловленных выбором, кажется достаточно сложным: безусловно, на то, что человек выбирает в повседневной жизни, должен влиять многолетний опыт. Исследования, однако, показывают, что маленькие дети и обезьяны, подобно взрослым людям, также отдают предпочтение уже выбранному варианту и избегают тот, от которого отказались.
Исходя из этого, Алекс Сильвер (Alex Silver) из Питтсбургского университета и его коллеги предположили, что такой механизм (по крайней мере, у человека) должен формироваться достаточно рано — еще в младенчестве. Чтобы это проверить, они провели серию экспериментов с участием детей в возрасте от десяти месяцев до полутора лет: всего в исследовании приняли участие 169 детей.
В первом эксперименте младенцам предлагали выбрать одну из двух игрушек (экспериментаторы использовали цветные объемные фигуры, например, кубики или шарики), каждая из которых лежала в прозрачной коробке: каждый младенец мог подползти к предпочитаемой опции и взять ее в руки. После этого экспериментатор забирала обе игрушки и затем показывала детям другую пару (игрушку, которую они не выбрали, и новую) и просила выбрать еще раз.
Эксперимент повторили дважды на двух разных выборках. В первом эксперименте новую игрушку выбрали 16 детей из 21, а во втором — 19 из 26 детей, что выше случайного попадания и в том, и в другом случае.
Разумеется, дети могли отдавать предпочтение новому предмету, а не старому, который они прежде отвергли, как раз из-за того, что новый они прежде не видели — и он для них был интереснее. Чтобы проверить это, во втором эксперименте ученые выбирали игрушку за детей случайным образом, давали им посмотреть, а затем убирали — и уже давали выбрать самостоятельно между второй, невыбранной игрушкой, и новой.
Эксперимент опять провели дважды на двух разных выборках детей: в первом случае новую игрушку выбрали 16 из 29 детей, а во втором — 10 из 22. И то, и другое — либо ниже, либо статистически не отличается от случайного попадания. Но основании этого ученые заключили, что предпочтение, обусловленное выбором, у младенцев формируется только в том случае, если изначальный выбор они делали самостоятельно, — в противном случае никаких предпочтений у них не возникает вообще.
С помощью третьего эксперимента ученые решили проверить, необходимо ли младенцам заранее знать, что они выбирают, чтобы сформировать предпочтение на основе своего же выбора. Для этого они повторили первый эксперимент, но уже с непрозрачными коробками: младенцу сначала показывали обе игрушки, а затем клали их в коробки и несколько раз переставляли местами, чтобы ребенок не понимал, в какой коробке находится какая игрушка.
После этого ребенку нужно было выбрать одну из коробок: экспериментатор показывала ребенку игрушку и убирала ее, а потом давала на выбор ту, которую ребенок не выбрал, и новую. Эксперимент также повторили дважды: в первом случае новую игрушку выбрали 25 из 43 детей, а во втором — 10 из 18, что в обоих случаях незначительно выше случайного попадания. Получается, чтобы предпочтение сформировалось, дети должны делать выбор осознанно — то есть точно зная, что именно они выбирают.
Наконец, в четвертом эксперименте ученые протестировали влияние уже сформированных предпочтений на выбор. Для этого они повторили третий эксперимент, но в тот момент, когда ребенок подходил к выбранному ящику, тайно меняли игрушки в нем: таким образом, ребенок получал не ту игрушку, которую выбрал, а другую — и затем немного с ней играл.
После этого ребенку показывали ту игрушку, которую он выбрал изначально, но не знал об этом, и новую игрушку. Из 30 детей новую игрушку выбрал 21 ребенок, что выше случайного попадания: получается, младенцы избегали отвергнутую опцию даже несмотря на то, что на самом деле они выбрали именно ее, не зная об этом. На сформированное предпочтение влиял только очевидный выбор — то есть та игрушка, которую, по мнению ребенка, он выбрал.
Авторы пришли к выводу, что осознанный выбор в действительности формирует предпочтения у маленьких детей: подобно взрослым, младенцы избегают ту опцию, которую они уже отвергли, и при дальнейшем выборе между ней и новой опцией выберут новую — но это не будет объясняться новизной самой по себе. Получается, что для формирования предпочтения выбора большой опыт принятия решений не нужен.
Формирование предпочтений при выборе может быть не таким очевидным: считается, что оно возникает вскоре после того, как выбор уже сделан, но пару лет назад психологи показали, что чуть раньше — уже во время самого выбора.
Елизавета Ивтушок