Американские ученые выяснили, что люди реагируют на комплименты от незнакомцев не так, как кажется тем, кто их говорит. С помощью четырех отдельных исследований, в которым студентам необходимо было говорить приятные вещи незнакомцам того же пола на территории кампуса, исследователи показали, что комплименты кажутся тем, кто их говорит, менее приятными, чем тем, кто их получает. Такая оценка зависит от тревожности и мыслей о неспособности сказать правильные вещи — и они в итоге мешают людям говорить другим приятное. Статья опубликована в журнале Personality and Social Psychology Bulletin.
Комплименты — одна из самых распространенных разновидностей просоциального поведения: приятные слова, сказанные другим, могут укрепить уже существующие связи, помочь завести новые и попросту улучшить настроение как тому, кто комплимент получает, так и тому, кто его делает. При этом часто люди воздерживаются от комплиментов, в особенности — незнакомым людям, причем причины у этого могут быть самые разные.
С одной стороны, важную роль играет социальная тревожность: человек может попросту бояться как-то комментировать других людей или даже заводить с ними беседу. Кроме того, свою роль может играть и страх того, что комплимент воспримут неправильно: даже искренний комплимент можно посчитать домогательством, проявлением зависти или лестью.
С другой стороны, оценка других людей, необходимая для того, чтобы сделать комплимент, может провоцировать негативную рефлексию — поэтому человек может не говорить приятное другим людям только потому, что это заставляет его самого чувствовать себя плохо. Так или иначе, психологическим аспектам комплиментов посвящено не так много исследований, поэтому выяснить точно, какие именно факторы (или их комбинация) влияют на то, говорят ли люди приятное другим, до сих пор не удавалось.
Разобраться в этом подробнее и получить эмпирические данные решили Эрика Бусби (Erica Boothby) из Пенсильванского университета и Ванесса Бонс (Vanessa Bohns) из Корнеллского университета. Всего они провели четыре отдельных исследования, участников в которых разделили на две группы: тех, кто говорит комплименты, и тех, кто их получает.
В первом исследовании приняли участие 100 студентов: каждому из них необходимо было похвалить одежду незнакомца того же пола на территории кампуса. Перед выполнением задания каждый участник заполнил небольшой опрос о том, как, по его мнению, незнакомец отреагирует на сказанное. После задания участникам необходимо было отдать тому, кому они сделали комплимент, небольшой запечатанный конверт, внутри которого (участники об этом не знали) находился лист с небольшим опросом: на этот раз — о том, как человек, который получил комплимент, на него отреагировал.
Таким образом, у исследователей была информация о том, как сами участники оценивали реакцию других до и после комплимента, и о том, какой эта реакция была в реальности. Оказалось, что те, кто получал комплименты, оценивали их гораздо лучше (приятнее для себя), чем посчитали те, кто комплименты говорил (p < 0,001).
Во второй части того же исследования поучаствовали 237 человек, которых разделили на две группы. Первую группу попросили представить, что они говорят комплименты незнакомым людям, и оценить, как, по их мнению, те на них отреагируют, а вторую группу попросили представить, что они получают комплимент от незнакомца и оценить уже свои эмоции. И тех, и других участников также попросили оценить, насколько они готовы получить комплимент от незнакомца или сказать его, — в зависимости от роли в эксперименте.
Как и в первой части исследования, оказалось, что участники оценивали комплименты, которые они гипотетически могут получить, лучше, чем те, кто их гипотетически говорил (p < 0,001). Кроме того, оказалось, что участники больше стремились говорить другим приятное в том случае, если полагали, что это вызовет у них положительные эмоции (p < 0,001).
Второе исследование (в нем также приняли участие 100 студентов) было практически идентично первому: участникам также необходимо было сказать комплимент незнакомцу на территории кампуса. При этом, в отличие от первого исследования, комплимент мог быть любым: участников проинструктировали похвалить что-то, что они посчитают нужным. Кроме того, после того, как участники пообщались с незнакомцами, им нужно было вернуться в лабораторию и заново заполнить опрос — на этот раз о том, как, по мнению участников, незнакомцы отреагировали на комплимент.
Как и предполагалось, участники вновь занизили реакцию незнакомцев на свои комплименты: в среднем они реагировали лучше, чем участники предполагали (p < 0,001). Несмотря на то, что после общения оценки участников были выше, они все же не сильно отличались от изначальных (p = 0,12). Другими словами, после того, как участники сказали приятное незнакомцу, их мнение о том, насколько незнакомцу такая оценка приятна, в целом оставалось таким же.
С помощью третьего исследования ученые решили проверить, насколько комплименты могут быть неприятными тем, кто их получает, и что по этому поводу думают те, кто их говорит. Для этого исследователи повторили второй эксперимент, но также попросили и участников (их также было 100), и незнакомцев оценить отрицательные эмоции по получении комплимента.
В дополнение к тому, что ученые смогли воспроизвести результаты второго исследования (незнакомцы опять посчитали комплименты приятнее, чем казалось участникам, p < 0,001), они также показали, что те, кто говорит комплименты, обычно преувеличивают негативную реакцию тех, кто их получает (p < 0,001). В целом, незнакомцы в действительности посчитали комплименты менее неприятными, чем показалось участникам и до, и после общения.
Наконец, в четвертом исследовании приняли участие еще 100 человек, которых разделили на две группы. Первой группе необходимо было выполнить то же задание, что и в предыдущем, а участникам второй группы досталась роль наблюдателей. Наблюдателям необходимо было заполнить те же опросы, что и участникам: другими словами, они оценивали как позитивную, так и негативную возможную реакцию незнакомца на комплимент участников (при этом за самим общением они все же не наблюдали).
Ученым вновь удалось воспроизвести результаты третьего исследования (то есть незнакомцы вновь лучше реагировали на комплименты, чем казалось участникам). Наблюдатели, тем временем, в среднем оценивали возможную реакцию незнакомцев выше, чем сами участники, и примерно так же, какой она оказалась в реальности. Другими словами, в то время как участники занижали позитивную реакцию на свои комплименты незнакомцам, невовлеченным участникам она казалась такой же, какой была в реальности. Интересно, что то же самое ученые наблюдали и для негативной реакции: участникам казалось, что незнакомцы отреагируют на комплимент хуже, чем казалось наблюдателям, и чем незнакомцы отреагировали в действительности.
Чтобы выяснить, с чем связана заниженная оценка участников, исследователи провели два дополнительных коротких опроса: в них приняли участие как те, кто говорил комплименты, так и наблюдатели. Согласно результатам, участники, во-первых, больше наблюдателей беспокоились о том, что им необходимо похвалить незнакомца (p < 0,001), что коррелировало с их оценкой отрицательных эмоций того, кто комплимент получает. Во-вторых, участникам казалось, что они попросту не смогут сделать незнакомцу хороший комплимент, что также отразится на том, как незнакомец расценит сказанное.
Авторы пришли к выводу, что люди считают комплименты от незнакомцев намного более приятными, чем кажется тем, кто их говорит. Возможная негативная оценка сказанного, в свою очередь, останавливает людей от того, чтобы говорить другим приятное, и на это в равной степени влияет небольшая социальная тревожность и беспокойство по поводу того, что комплимент попросту не удастся.
Разумеется, у исследования есть несколько важных ограничений, из-за которых его выводы нельзя переносить на все ситуации. Во-первых, во всех четырех исследованиях участникам необходимо было похвалить человека своего же пола и социальной роли (все участники были студентами одного университета): и тот, и другой фактор может влиять на оценку похвалы от незнакомца. Во-вторых, ученые оценивали только комплименты незнакомым людям, поэтому полученные результаты не могут в полной мере ответить на вопрос, почему люди, давно и хорошо знакомые друг с другом, также могут бояться говорить друг другу приятное.
Желание делать другим приятное не возникает просто так: на него во многом влияет воспитание, факторы окружающей среды и наследственность. Более того, наследуемые факторы, как показало недавнее исследование, объясняет до 45 процентов различий в том, насколько люди доброжелательны к другим.
Елизавета Ивтушок