Американские климатологи обнаружили в слоях ледника Колле-Ньифетти в альпийском массиве Монте-Роза следы, свидетельствующие о необычно высоком притоке морского воздуха со стороны Северной Атлантики в 1914-1919 годах, что привело к постоянным дождям и заморозкам. Сравнив полученные результаты гляциохимического исследования с архивными данными о смертности населения Европы и метеорологическими наблюдениями за тот же период, исследователи пришли к выводу, что аномальная погода могла усугубить пандемию испанского гриппа на территории Западной Европы. Работа опубликована в журнале GeoHealth.
Пандемия испанского гриппа в 1917-1919 годах забрала с собой, по разным подсчетам, от 50 до 100 миллионов жизней, из них 2,64 миллиона — на территории Европы. Исторические исследования причин распространения этого заболевания и высокой смертности от него сосредоточены в основном на событиях Первой мировой войны, когда британцы набирали союзные войска из Азии в 1917 году — считается, что именно таким образом испанский грипп проник в Европу. Другие работы показывают, что применение хлора как химического оружия в боях тогда же могло привести к усилению вируса, оставив самые вирулентные его формы. Однако исследованию возможного влияния климатических факторов на развитие пандемии испанского гриппа уделено мало внимания, несмотря на наличие многочисленных свидетельств об аномально плохой погоде, повлиявшей на ход многих сражений на Западном фронте во время Первой мировой войны.
Исследователи из Института изменения климата Университета штата Мэн под руководством Александра Мора (Alexander F. More) измерили концентрации ионов хлора Cl- и атомов натрия Na в многолетних слоях альпийского ледника Колле-Ньифетти (4450 метров над уровнем моря) соответственно методами ионной хроматографии и масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой. Эти данные служат косвенными показателями перемещения воздушных масс со стороны океана к суше.
Чтобы оценить роль этой климатической аномалии, ученые сопоставили полученные показатели с данными о смертности населения 13 европейских стран за 1914-1920 годы, а также с архивными данными о количестве осадков и температуре воздуха за тот же период. Выяснилось, что первые значительные скачки в показателях присутствия морского воздуха пришлись на весну 1914 года, а также на зиму 1914-1915, одновременно с возрастанием количества осадков и смертности населения в декабре 1914 и в январе-феврале 1915 года. Пиковые концентрации Na и Cl- оказались в слоях льда лета-осени 1915 и зимы 1915-1916 годов. Количество осадков росло с весны 1915 до декабря 1916 года, с небольшими перерывами в июле-августе и декабре 1915 года.
Между 1914 и 1920 годами было три пика смертности населения в Европе: все они происходили либо одновременно, либо после заметного снижения температуры воздуха, увеличения количества осадков и чрезмерного притока морского воздуха зимой 1915, 1916 и 1918 годов. В течение 1916 года, количество осадков росло постепенно, достигнув пика в декабре.
Первая волна испанского гриппа проявила себя весной 1918 года, хотя и началась, скорее всего, осенью-зимой 1917 года среди союзных войск из Азии. Наиболее смертоносная вторая волна «испанки» возникла осенью 1918 года сразу после особо дождливого периода с низкими температурами воздуха.
Усугубляющим обстоятельством в свете погодных аномалий могло стать изменение сроков миграции животных, аналогично тому, как это происходит в наше время ввиду антропогенного воздействия на климат. Исследователи отмечают, что могла быть нарушена миграция утки кряквы (Anas platyrhynchos), которая является одним из основных резервуаров вируса гриппа А (H1N1), он же — возбудитель «испанки». Возможно, из-за смещенных сроков миграции кряквы дольше и в бóльшем, чем обычно, количестве взаимодействовали с людьми, домашним скотом, а также с источниками питьевой воды.
Авторы исследования призывают не недооценивать роль погодных условий в распространении инфекционных заболеваний и особенно обращать внимание на все возрастающую роль антропогенного фактора влияния на климат Земли.
К сожалению, о смертельных заболеваниях инфекционной природы нам забывать пока совсем рано. Недавно мы, сравнивая с пандемией испанского гриппа, писали о том, как может выглядеть вторая волна COVID-19, а еще о том, как устроены вакцины, которые защищают нас от сезонного гриппа.
Наталия Миранда