Ученые сопоставили фаюмский портрет и реконструкцию лица мумии мальчика, к которой он был прикреплен. Несмотря на то, что портрет и 3D-реконструкция оказались очень близки, на портрете мальчик выглядит старше, чем был на самом деле. Результаты опубликованы в журнале PLOS One.
Фаюмские портреты – часть погребального ритуала в Египте римского периода, I–III веков нашей эры. Египтяне в это время продолжали мумифицировать умерших, но лицо закрывали доской с портретом, который заменил погребальную маску. Большинство таких портретов найдены недалеко от Фаюмского оазиса (отсюда и название), хотя известны находки и в других некрополях.
Впервые фаюмские портреты были найдены еще в XV веке, но серьезный интерес к ним появился только в конце XIX. Однако их рассматривали не столько как археологический источник, сколько как произведение искусства. Первый ученый, который начал систематические раскопки в поисках портретов в Фаюмском оазисе в 1887 году, Флиндерс Питри (Flinders Petrie), вскоре столкнулся с конкуренцией торговцев произведениями искусства, которые искали портреты в своих целях. Из примерно 1000 известных портретов лишь 10 процентов сохраняются прикрепленными к мумиям, поэтому провести сплошной анализ, сравнив все портреты с реконструкциями по черепу невозможно. Большинство же входят в музейные или частные коллекции как картины (коллекция фаюмских портретов есть и в ГМИИ имени Пушкина в Москве).
Несмотря на то, что на фаюмских портретах лица изображены в очень реалистичной манере, ученые сомневаются, не были ли изображения умерших условными. Другой нерешенный вопрос: когда рисовали эти портреты – после смерти, или их готовили еще при жизни, заранее. В последние годы появилось несколько работ по сравнению портретов с реконструкциями, но они показали очень разные результаты – от полного совпадения до совершенного различия: в одном случае на портрете был изображен молодой человек, а мумия, как выяснилась, принадлежала старику с седой бородой. Кроме того, все исследованные мумии принадлежали взрослым людям. Для исследования Андреас Нерлих (Andreas G. Nerlich) и его коллеги из Университета Флоренции выбрали мумию мальчика, который умер в возрасте 3-4 лет, и провели реконструкцию его внешности.
Специалист, который проводил реконструкцию, не видел портрета, и все данные получал только из рук ученых. Мягкие ткани накладывали с использованием эталонных значений для ребенка европеоидной расы. Лишь когда реконструкция была почти готова, специалисту сообщили о прическе и цвете глаз и волос, цвете кожи (который ученые определили по портрету, используя шкалу Фицпатрика).
Когда в руках ученых оказались два изображения, их проанализировали с точки зрения биометрики. Выяснилось, что расстояние между лбом и глазами и между носом и ртом – точно такие же, как на портрете, но и рот, и нос на портрете изображены уже, чем были на самом деле. Кроме того, портреты показали 10 специалистам из области судебной медицины и попросили оценить степень «схожести» по шкале от 0 до 100 процентов. Результаты лежали в диапазоне от 30 до 90.
Таким образом, ученые установили, что портрет не был условным, изображен на нем именно умерший мальчик, но суженые рот и нос придают портрету более взрослый вид. По мнению исследователей, это, скорее всего, не было случайностью и, возможно, имело какое-то значение для ритуальной практики. Кроме того, считают они, портрет был нарисован уже после смерти ребенка.
В дополнение к реконструкции лица, корпус мумии был подвергнут новым анализам, выяснилось, что хотя почти все органы были изъяты в процессе мумификации, внутри тела сохранились легкие. Удалось установить, что ребенок был болен пневмонией, и, вероятно, именно она послужила причиной его смерти.
Три года назад в Египте был раскопан сад для мертвецов, а, кроме того, ученые выяснили, что техника живописи в Египте претерпела ко времени создания фаюмских портретов серьезные изменения.
Леонид Николаенко