Европейский авиастроительный концерн Airbus занялся разработкой пассажирских самолетов, двигатели которых работают на водороде. Согласно сообщению концерна, такие летательные аппараты, разработка которых ведется в рамках проекта ZEROe, будут иметь нулевой уровень вредных выбросов.
Сегодня несколько компаний в мире занимаются разработкой пассажирских самолетов, использующих альтернативные источники питания, в том числе и водородные топливные элементы. Предполагается, что такие самолеты будут наносить существенно меньший экологический урон, чем современные летательные аппараты.
В настоящее время действуют рекомендации Международной организации гражданской авиации (IATA), согласно которым авиакомпании, принявшие их, должны поддерживать уровень выброса углекислого газа не выше уровня 2020 года.
Кроме того, авиаперевозчикам к 2050 году необходимо сократить объемы выбросов вредных веществ, в том числе углекислого газа, на 50 процентов по сравнению с уровнем 2005 года. При этом некоторые авиакомпании уже заявили, что намерены стать углеродно-нейтральными к 2050 году. В частности, об этом в конце прошлого года объявила австралийская авиакомпания Qantas.
Проект ZEROe, реализацией которого занимается Airbus, предполагает разработку водородного самолета к 2035 году. В перспективное семейство пассажирских самолетов планируется включить три типа летательных аппаратов, два из которых — традиционные с турбовентиляторными и турбовинтовыми двигателями.
Предполагается, что самолет с турбовентиляторными двигателями, модифицированными так, чтобы вместо обычного авиационного топлива сжигать водород, сможет перевозить до 200 пассажиров на расстояние до 3,7 тысячи километров. Турбовинтовой самолет сможет перевозить до 100 пассажиров на расстояние до 1,8 тысячи километров.
Наконец, в семействе ZEROe планируется разработать пассажирский самолет по схеме «смешанное крыло». На него также будут установлены турбовентиляторные двигатели, работающие на водороде. Сами водородные топливные баки планируется размещать в планере.
В Airbus отметили, что для широкого распространения водородной авиации необходимо не только разработать новые самолеты, но также модифицировать инфраструктуру аэропортов, чтобы они могли обеспечить заправку летательных аппаратов и безопасно их обслуживать. Другие подробности о проекте пока не раскрываются.
В 2016 году российский Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского предложил концепцию пассажирского самолета на криогенном водородном топливе. Она предусматривает разработку широкофюзеляжного лайнера с верхней установкой топливных баков внутри корпуса. Лайнер, если разработка будет завершена, сможет перевозить от 200 до 230 пассажиров.
Василий Сычёв