Жесты фокусника повлияли на выбор карты зрителем

Ученые подтвердили, что неосознаваемые зрителем жесты фокусника могут повлиять на решение — подсказать выбор определенной карты. Участники эксперимента выбирали нужную карту в девять раз чаще, когда иллюзионист использовал жесты, но не понимали, что повлияло на их решение и считали свой выбор свободным и самостоятельным. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Один из самых противоречивых вопросов в психологии — как бессознательное влияет на решения человека. С одной стороны, работы Джеймса Викари, который утверждал, что вставка в фильмы фраз «пей кока-колу» и «ешь попкорн» увеличивают продажи этих продуктов, оказались сфабрикованными. С другой, современные исследования подтверждают, что не достигающие сознания подсказки влияют на выбор людей. Такие эксперименты проводят в строго контролируемых лабораторных условиях — их легко повторить и интерпретировать, — но в этом и их недостаток: парадигмы непохожи на то, с чем мы встречаемся в реальной жизни, а вариантов для выбора предлагается обычно всего два-три.

Неожиданным выходом является использование в науке фокусов, ведь задача «магических трюков» — подсказать человеку нужное решение так, чтобы он того не осознал. Одну из таких уловок придумал английский иллюзионист Деррен Браун. Он использовал незаметные невербальные и вербальные подсказки, чтобы зрители загадывали правильную карту. Например, определенные жесты рук (ромб из пальцев и три отставленных пальца) заставляют зрителя выбрать тройку бубен.

Фокусы Деррена Брауна до сих пор не изучали с научной точки зрения, хотя они вполне подходят для исследования бессознательного и его влияния на принимаемые решения. Поэтому Элис Пеле (Alice Pailhès) и Густав Кун (Gustav Kuhn) из Лондонского университета провели эксперимент, в котором 90 добровольцам показывали фокус с выбором тройки бубен либо вживую, либо в записи. Для контроля после выбора карты участников просили ответить на несколько вопросов: насколько свободно они делали выбор (по шкале от 0 до 100), знали ли они, почему выбрали именно эту карту, и заметили ли жесты иллюзиониста.

В ходе эксперимента-фокуса 17,8 процента добровольцев действительно выбрали тройку бубен, а почти 40 процентов — тройку любой масти; примерно таким же было распределение при просмотре видео. Добровольцы, которым показывали жесты-подсказки, назвали тройку бубен и вообще тройки выбирали значительно чаще, чем те, на чей выбор не пытались повлиять (p = 0,029), или чем случайный уровень (p = 0,005).

Все участники в обоих экспериментальных условиях (видео и живой фокус) одинаково высоко оценивали свободу собственного выбора. Что важно, эта оценка не отличалась у тех, кто называл тройку бубен, значит, добровольцы не поняли, что их решением манипулировали. Около 20 процентов участников, вне зависимости от выбранной карты, заявляли, что знали причину своего выбора. Однако только три добровольца (из семи, которые выбрали тройку и имели тому объяснение) связали решение с жестами фокусника. Остальные объясняли свой выбор самыми разными причинами: так, один из участников рассказал, что привык считать тройками и ненавидит украшения, поэтому и назвал тройку бубен (в английском эта масть называется «diamonds» — алмазы).

Большинство добровольцев (72 процента) заметили жесты фокусника, при чем на видео на жесты обращали внимание чаще (p = 0,034), но лишь 19 из 65 увидели сложенные в виде ромба пальцы. Остальные отвечали невнятно, и на выбор карты это не повлияло (p = 0,374). Получается, подсказки фокусников влияли на решение участников, но те не осознавали этого и считали свой выбор самостоятельным. Возможно, считают авторы работы, подобные подсознательные подсказки могут влиять и на другие аспекты психики — менять воспоминания или определять выбор слов. Однако чтобы подтвердить эту гипотезу, необходимо проводить дополнительные контролируемые исследования.

Трюки иллюзионистов могут обмануть и искусственный интеллект. Это продемонстрировали в эксперименте, показав людям и алгоритму компьютерного зрения фокусы с монеткой. В два из шести фокусов «поверили» оба, и ученые сделали вывод, что алгоритмы можно использовать для исследования человеческого восприятия.

Алиса Бахарева