Птицы из семейства Plotopteridae, жившие в конце эоцена и начале миоцена у Японских островов и тихоокеанских берегов Северной Америки, были похожи на пингвинов не только образом жизни, но и строением костей, сообщается в Journal of Zoological Systematics and Evolutionary Research. Авторы работы предполагают, что родственники плотоптерид и пингвинов независимо друг от друга развили способность нырять на основе кратких неглубоких погружений, которые птицы инициировали, пикируя в воду.
Plotopteridae — вымершее семейство нелетающих морских птиц. Его представители в позднем эоцене и раннем миоцене (35–17 миллионов лет назад) обитали в северной части Тихого Океана. Впервые их останки нашли на побережье Калифорнии в 1969 году. Большинство обнаруженных костей относятся к скелету конечностей, хотя есть и фрагменты черепа. Когда их строение сравнили со строением скелета древних гигантских пингвинов (например, Anthropornis nordenskjoeldi), оказалось, что они очень близки. Скорее всего, и плотоптериды, и пингвины в воде работали в первую очередь крыльями, а не ногами. Однако черепа птиц этих двух групп раньше детально не сопоставляли.
Более того, было неясно, в какой степени родства находятся эти организмы. Cемейство Plotopteridae традиционно относят к отряду олушеобразных (Suliformes), но кем ему приходятся пингвины (семейство Spheniscidae), было непонятно. В 2005 году оба семейства предложили отнести к одной группе Suloidea вместе со змеешейковыми (Anhingidae) и баклановыми (Phalacrocoracidae). Десятью годами позже те же авторы заново проанализировали строение скелетов этих птиц и молекулярные данные и представили другой вариант: что пингвины все-таки находятся за пределами Suloidea.
Теперь Джеральд Майр (Gerald Mayr) из Исследовательского института и Музея естественной истории имени Зенкенберга, главный автор всех перечисленных работ, и его коллеги из Новой Зеландии и США сравнили коракоиды (так называемые вороньи кости; у птиц их строение во многом определяет характер движений передних конечностей), левые ветви нижней челюсти, а также плечевые, локтевые и некоторые другие кости конечностей у древних гигантских пингвинов (Waimanu manneringi и прочих), плотоптерид и современных змеешеек, бакланов и прочих олушеобразных.
Анализ подтвердил, что костные приспособления к плаванию у пингвинов и плотоптерид очень сходны. Это касается и строения конечностей, и строения челюстей. Скорее всего, их предки сначала пикировали в воду с воздуха и ныряли неглубоко, а потом все больше использовали крылья, чтобы грести. Однако две группы птиц приспособились к перемещению в воду, по всей видимости, независимо. Так что плотоптериды и пингвины — пример конвергентной эволюции.
На основании новых данных авторы решили, что семейство Plotopteridae все же не входит в группу Suloidea, а приходится ей сестринским таксоном. Пингвины, согласно этому анализу, тоже не относятся к Suloidea. Видимо, первые представители этой группы, как и плотоптериды, тоже бросались в воду с воздуха. Потом некоторые из них (семейство Sulidae, олуши) стали совершать более глубокие погружения, а другие (Phalacrocoracidae и Anhingidae, бакланы и змеешейки) приспособили для плавания ноги вместо крыльев.
В 2019 году мы писали о находке одного из гигантских пингвинов в Новой Зеландии. Останки, которые там обнаружили, принадлежали птице вида Crossvallia waiparensis. По оценкам палеонтологов, взрослые особи C. waiparensis достигали роста 1,6 метра. Это не самый крупный древний пингвин. Наибольшие размеры (до 2 метров в высоту) имел, по-видимому, Palaeeudyptes klekowskii, чьи кости нашли на острове Сеймур.
Светлана Ястребова