Boeing свернет производство «Джамбо Джетов»

Американский авиастроительный концерн Boeing решил свернуть серийное производство двухпалубных широкофюзеляжных самолетов Boeing 747, получивших прозвище «Джамбо Джет» (Jumbo Jet, гигантский самолет). Как пишет Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, Boeing, официально не объявлявший о закрытии производства 747-х, перестанет выпускать такие самолеты после поставки последнего из них заказчику. Решение о прекращении производства было принято в связи с небольшим количеством заказов на лайнеры Boeing 747.

В настоящее время Boeing занимается производством лайнеров Boeing 747 в версии B747-8. Концерн располагает заказами на поставку всего 15 таких самолетов в грузовой версии B747-8F, которые он должен исполнить до конца 2022 года. При этом есть вероятность, что некоторые из заказчиков откажутся от покупки самолетов. В частности, от приобретения трех грузовых лайнеров может отказаться российская транспортная компания «Волга-Днепр».

Помимо небольшого количества заказов на «Джамбо Джеты» еще одной причиной для закрытия серийного производства стал отказ авиакомпаний от больших четырех двигательных самолетов, изначально разработанных для перевозки большого числа пассажиров и грузов на значительные расстояния. По этой причине, в частности, в начале прошлого года европейский концерн Airbus решил закрыть серийное производство лайнеров A380, крупнейших в мире пассажирских самолетов.

Boeing 747 был разработан в 1960-х годах и совершил первый полет в 1969 году. Этот самолет, из-за разработки которого Boeing оказался на грани банкротства (на разработку лайнера и его сертификацию были потрачены огромные деньги, но авиакомпании не сразу заинтересовались «Джамбо Джетом», стал первым в мире двухпалубным широкофюзеляжным лайнером. До ввода в эксплуатацию A380 «Джамбо Джет» оставался самым большим и вместительным авиалайнером в мире.

В первую очередь Boeing 747 разрабатывался в качестве самолета, способного перевозить большое количество пассажиров через Атлантику без посадки в промежуточных пунктах. В те годы трансатлантические перелеты были запрещены для двухмоторных самолетов. В общей сложности за всю историю «Джамбо Джета» были собраны и поставлены заказчикам 1557 лайнеров разных версий. Фактически, самолет так и не стал коммерчески успешным. Последний заказ на поставку пассажирской версии Boeing 747 был размещен в 2017 году подразделением Air Force One ВВС США.

Длина «Джамбо Джета» в зависимости от версии составляет от 56,3 до 76,3 метра, а размах крыла — от 59,6 до 68,4 метра. Лайнер имеет максимальную взлетную массу от 317 до 448 тонн. Он способен выполнять полеты на скорости до 933 километров в час на расстояние до 14,3 тысячи километров. Современная пассажирская версия Boeing 747-8 рассчитана на перевозку до 467 пассажиров. В 1991 году Boeing 747 авиакомпании El Al за один полет перевез в Израиль 1122 пассажира. Это была военная операция по вывозу эфиопских евреев в Израиль.

Василий Сычёв