Наследственность определяет 47 процентов различий в уровне чувствительности. Таковы выводы первого исследования, в котором изучалась генетическая подоплека этой черты характера. При этом, как отмечают авторы публикации в журнале Molecular Psychiatry, общая чувствительность, а также чувствительность к негативным и позитивным событиям наследуются независимо.
Одни люди стойко переносят тяжелые потери, а другие неделями переживают из-за обидного комментария в интернете. Причины столь серьезных различий в уровне чувствительности остаются неизвестными. Хотя некоторые гипотезы предполагают, что высокая чувствительность имеет генетическую природу и даже адаптивное значение, никто до сих пор даже не знал, наследуется ли она.
Разобраться в этом вопросе решила команда специалистов во главе с Майклом Плюссом (Michael Pluess) из Лондонского университета королевы Марии. Ученые воспользовались результатами психологического тестирования 16000 пар близнецов, родившихся с 1994 по 1996 год и обследованных в возрасте 16-17 лет в рамках программы TEDS (Twins Early Development Study).
Из этого набора команда отобрала данные о 2868 подростках — гомозиготных и гетерозиготных близнецах. В первую очередь исследователей интересовала оценка, полученная ими по шкале чувствительности. Ее рассчитывали на основе ответов на 12 вопросов специальной анкеты, которые касались психологических, физических и эстетических аспектов чувствительности.
Проанализировав эту информацию, ученые пришли к выводу, что наследственность определяет 47 процентов различий в чувствительности у подростков. Оставшиеся 53 процента объясняются другими факторами, например, влиянием окружающей среды. Авторы надеются, что будущие исследования позволят выделить конкретные генетические варианты, связанные с уровнем чувствительности.
Исследование также показало, что индивидуальные отличия в чувствительности складываются из трех независимо наследуемых компонентов. Первый из них связан с общим уровнем чувствительности, второй — с чувствительностью к негативным стимулам (психологический и физический аспекты), а третий — к позитивному опыту (эстетический аспект). Их сочетания приводят к тому, что одни люди сильнее реагируют на неприятности, а другие — на радостные события.
Дополнительный анализ показал, что чувствительность положительно коррелирует с невротизмом и отрицательно — с экстраверсией. Сходство между этими характеристикам имело наследственную природу, а различия в основном определялись средой. Связь чувствительности с другими чертами «Большой пятерки» выявить не удалось.
Некоторых людей переживания заставляют есть больше обычного. Как показало недавнее исследование, повышение аппетита в плохом настроении характерно в основном для тех, кто сильно эмоционально зависим от еды. Те, кто ограничивают себя в еде, к «заеданию» стресса не склонны — и в этом им, по-видимому, помогает усиленная когнитивная обработка.
Сергей Коленов