Магнитно-резонансная спектроскопия показала, что при приеме псилоцибина в префронтальной коре возрастает концентрация глутамата. Авторы статьи в журнале Neuropsychopharmacology считают, что глутаматную систему активирует серотонин, на рецепторы которого воздействуют психоделики, — это может объяснить изменение психического состояния при приеме психоактивных веществ. Действительно, концентрация глутамата лучше других параметров предсказывала уровень растворения эго после употребления псилоцибина. Интересно, что в гиппокампе количество глутамата, наоборот, уменьшалось, и этот эффект коррелировал с приятной утратой личной идентичности.
Психоделики — психоактивные вещества, которые вводят человека в измененные состояния сознания. В числе эффектов психоделиков — растворение эго, или утрата личной идентичности, разрушение границы между собой и миром и ощущение единения с окружающими. Эти свойства психоактивных веществ ученые предлагают использовать в терапии ряда психиатрических расстройств, и клинические исследования подтверждают эффективность психоделиков при депрессии, тревожности и зависимостях.
Основным механизмом действия психоделиков считают стимуляцию серотониновых рецепторов пирамидных нейронов коры больших полушарий. Активация этих рецепторов приводит к выбросу медиатора глутамата, возбуждению нейронов префронтальной коры и цепочке изменений в активности этой области мозга. Исследователи предположили, что глутамат является посредником влияния психоделиков и основой возможных терапевтических эффектов этих веществ. Однако эту гипотезу пока не проверили, и связь между приемом психоактивных веществ и изменением уровня глутамата в мозге не доказана.
Ученые из Великобритании, Германии и Нидерландов под руководством Йоханнеса Рамакерса (Johannes Ramaekers) из Университета Маастрихта использовали магнитно-резонансную спектроскопию (МРС) с ультравысокой напряженностью магнитного поля (семь Тесла) для анализа распределения глутамата в префронтальной коре и гиппокампе шестидесяти человек после приема псилоцибина (0,17 миллиграмм на килограмм) или плацебо. Участникам эксперимента также делали структурную и функциональную магнитно-резонансную томографию (МРТ), а через шесть часов после приема вещества добровольцы заполняли опросник на признаки измененного состояния сознания и растворение эго.
После приема псилоцибина у участников эксперимента были более высокие показатели измененного состояния сознания и растворения эго (p < 0,001), а также более высокая концентрация глутамата в префронтальной коре (p = 0,01), чем в контрольной группе. В гиппокампе концентрация глутамата была выше у плацебо-группы (p = 0,03). На функциональной МРТ выделили ряд стандартных «сетей покоя», активных участков мозга. Функциональные связи внутри этих сетей после приема псилоцибина были ослаблены, а между сетями — усилены, что характерно при воздействии психоактивных веществ.
Затем ученые провели корреляционный анализ уровня растворения эго и различных МРС и МРТ характеристик. Лучше всего растворение эго, воспринятое как неприятное переживание, предсказывал уровень глутамата в префронтальной коре, а приятную утрату идентичности — количество глутамата в гиппокапе. Авторы работы считают, что эти данные являются свидетельством глутамата как посредника влияния псилоцибина на поведение и самоощущение человека. Понимание механизмов эффекта психоделиков важно для их использования в терапии психических расстройств или для разработки новых препаратов. Ученые предполагают, что положительное влияние псилоцибина при депрессивных расстройствах обясняется усилением нейропластичности под воздействием глутамата.
Совсем недавно для исследования эффекта псилоцибина предложили сочетать функциональную МРТ и позитронно-эмиссионную томографию, с помощью которой можно определить расположение серотониновых рецепторов в мозге. Модель, которая сочетала данные этих двух методик, объясняла динамику активности мозга эффективнее.
Алиса Бахарева