Мексиканские ученые подробно описали три способа вскрытия грудной клетки, которые использовали жрецы Мезоамерики, чтобы вырезать сердце при человеческих жертвоприношениях. В статье, опубликованной в Current Anthropology, говорится, что ацтеки и майя с помощью каменных ножей разрезали тело поперек в районе диафрагмы, между ребрами или же разрубали грудину на две части. Сердце и кровь предназначались для богов.
Ритуальные человеческие жертвоприношения ради процветания общества были распространены по всему миру: в Месопотамии, Древнем Египте и Индии. В Мезоамерике (примерно соответствует нынешней Центральной Америке) был распространен обряд вырезания сердца, свидетельства о котором датируются по меньшей мере первым тысячелетием до нашей эры. Ритуалами руководили элиты, а кроме сакральных целей их использовали также для развлечения или устрашения публики. Нам не до конца ясны обрядовые процедуры и роль вырезания сердца. Чтобы понять сакральное значение, процедуру, инструменты и другие подробности жертвенных ритуалов, свои усилия объединяют ученые разных областей, от историков до судебно-медицинских экспертов.
Вера Тьеслер (Vera Tiesler) из Автономного университета Юкатана и Гилем Оливьер (Guilhem Olivier) из Национального автономного университета Мексики изучили анатомическое положение отверстий в грудных клетках, алтари и инструменты для вырезания сердца. Для этого они рассмотрели 201 сцену ритуального жертвоприношения в мезоамериканских рукописях и свидетельствах колонизаторов. Описания сопоставили со скелетами, которые нашли в соответствующих областях.
Оказалось, грудную клетку разрезали с помощью каменных ножей тремя основными способами. Первый — поперек тела под ребрами, вдоль диафрагмы. По-видимому, этот способ использовали ацтеки при массовых жертвоприношениях. Жертву клали спиной на большой камень, руки и голову прижимали к земле четыре помощника жреца. Специально обученный человек вонзал нож в середину тела и делал поперечный разрез, а затем вынимал сердце из-под ребер рукой или серповидным ножом.
При таком методе вскрытия грудной клетки не нужно было разрезать ребра, и на костях людей, убитых таким способом, нет следов операции. Только в одном скелете из захоронения в мексиканском Мичоакане нашли свидетельство вырезания сердца: две царапины на грудине. Чаще встречаются следы от ножа, с помощью которого вынимали сердце: на внутренней поверхности ребер и позвонках.
Второй путь торактомии (вскрытия грудной клетки) — разрез между ребрами. Для жертвоприношения таким способом человек должен был стоять на коленях или сидеть на скамье перед жрецом. Острый каменный нож вонзали между четвертым и пятым левыми ребрами и прорезали щель. Затем кости с усилием раздвигали, чтобы обнажить сердце. Процедуру восстановили по скелету, который нашли при раскопках следов культуры майя Яксуна. Голова жертвы свернута и прижата затылком к раздвинутым ребрам. Такое компактное положение, вероятно, было отсылкой к ритуалам охотников майя: те складывали тушу добычи и привязывали ее к спине, чтобы отнести домой.
Науа (народ Мезоамерики, к которому относились ацтеки) в позднем периоде использовали третий способ вырезания сердца. Они разрезали грудину поперек, от соска до соска, так что бьющееся сердце буквально выскакивало из груди. Разрезанные пополам грудные кости находили в большом количестве в различных захоронениях Мезоамерики. Остальные кости скелетов тоже были разделены на части, и ученые предполагают, что после операции тело жертвы разделяли на куски и свежевали.
Свидетельства третьего способа разрезания груди находят на изображениях ацтекского божества Шипе-Тотека и в описаниях посвященного этому богу праздников. Во время праздничных жертвоприношений жрецы надевали на себя кожу убитых людей и танцевали вместе с воинами.
Жертвоприношения совершали, чтобы накормить богов. Сердца, кровь и внутренние органы жертв предлагали высшим сущностям в качестве пищи, чтобы задобрить их.
Кроме высоких целей, жертвоприношения преследовали и более практические. Например, жестокие обряды помогали элитам поддерживать свой высокий статус и социальное неравенство.
Алиса Бахарева