Ученые обучили летучих мышей из рода копьеносов снижать частоту своих криков, когда те слышали свой же голос, измененный на несколько полутонов. За правильные звуки животным давали бананы. Так исследователи пытались научить их подражать звукам — эта способность редко встречается у млекопитающих и мало изучена у летучих мышей. Все копьеносы постепенно снизили частоту криков, но только один из шести снова повысил ее, когда услышал высокие звуки. Авторы считают, что эта особь не просто обучилась методом проб и ошибок, а действительно подражала голосу из динамика. Статья опубликована в журнале Biology Letters.
Ультразвуковые крики летучих мышей помогают им не только ориентироваться в пространстве и «нащупывать» предметы, но и общаться с сородичами. У них есть сложные песни из слогов и фраз, особенные для каждой социальной ситуации. У летучих мышей даже есть способность к вокальному обучению, например, они учатся повторять зов матерей. Голосовое подражание встречается всего у нескольких групп млекопитающих, а потому особенно интересно для изучения.
Элла Латтенкамп (Ella Lattenkamp) из Института психолингвистики Общества Макса Планка и ее коллеги обучали шесть бледных копьеносов (Phyllostomus discolor) понижать частоту своего крика. Для этого оборудовали небольшую звукозаписывающую студию, в которой летучие мыши могли прослушивать записи собственного голоса, а их вокализацию улавливал ультразвуковой микрофон. Когда животные кричали, автоматическая кормушка давала им кусочек банана в качестве подкрепления.
После того, как летучие мыши привыкли к обстановке, частоту криков на записи понизили на несколько полутонов. Животные получали подкрепление в том случае, если им удавалось имитировать этот звук и снизить частоту вокализации. Обучение происходило пять дней в неделю в течение двух-трех месяцев.
Уже в течение первых 30 дней обучения все копьеносы постепенно снизили частоту вокализации (p < 0,01 для каждого животного).
Чтобы понять, что именно заставило летучих мышей понизить голос, ученые продолжили эксперимент. На пять дней убрали порог частоты зова, при котором копьеносам давали еду, и они получали вознаграждение при любом крике. Затем животным стали проигрывать исходные записи их голоса вместо видоизмененных и следили за реакцией летучих мышей еще пять дней.
Копьеносы очень по-разному отреагировали на изменение условий. Двое повысили частоту своих криков, когда она перестала влиять на подкрепление. Только одна летучая мышь продолжала снижать частоту вокализации в течение первых пяти дней, а когда проигрываемые звуки снова стали высокими, резко увеличила частоту своих криков. Этот копьенос, по мнению авторов работы, действительно ориентировался на звуки, которые слышал, и подражал им, а не обучался получать подкрепление методом проб и ошибок.
Изменять свои крики летучим мышам приходится и для точной эхолокации. Когда в одном пространстве летает слишком много летучих мышей, они могут путать отражение своих и чужих звуков. Ученые долго думали, что животные избегают путаницы, настраиваясь на разные частоты, но оказалось, что этого не происходит, — летучие мыши просто напросто перекрикивают друг друга.
Алиса Бахарева