Дизель-электрическая подводная лодка «Санкт-Петербург», головной корабль проекта 677 «Лада», 7 апреля 2020 года отправилась в Кронштадт для прохождения технического обслуживания и модернизации. Как пишет Mil.Press FlotProm, подлодка выполняет надводный переход из базы на Кольском полуострове в сопровождении спасательного буксирного судна «Памир».
Подводная лодка «Санкт-Петербург» была заложена в 1997 году и спущена на воду в 2004-м. В 2010 году корабль поступил в опытную эксплуатацию, в ходе которой военные специалисты выявляют недостатки конструкции корабля для их исправления в будущих подлодках, а также отрабатывают новые технологии.
Водоизмещение подводной лодки проекта «Лада» составляет 1,8 тысячи тонн при длине 66,8 метра и ширине 7,1 метра. Корабль может развивать под водой скорость до 21 узла, а его рабочая глубина погружения составляет 300 метров. Подлодка вооружена шестью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра с боезапасом на 18 торпед.
В конструкции подводных лодок проекта «Лада» использовано несколько новых технических решений, которые позволяют значительно снизить шумность этих кораблей. Речь, в частности, идет о новом противогидролокационном покрытии корпуса.
В подводной лодке оборудование, в процессе работы которого могут возникать вибрации, установлено на виброопорах. Кроме того, в составе силовой установки подводной лодки использован многорежимный главный гребной двигатель на постоянных магнитах, в целом работающий тише традиционных асинхронных электромоторов.
Наконец, подлодка проекта «Лада» выполнена полуторакорпусной. При такой схеме прочный корпус лишь частично прикрывается легким корпусом, заполняемым водой при погружении и воздухом при всплытии. Полуторакорпусная схема по сравнению с двухкорпусными позволяет несколько уменьшить габариты корабля, повысить его маневренность и уменьшить время погружения.
Какие именно работы по модернизации подводной лодки «Санкт-Петербург» будут проводиться, пока не раскрывается. В начале 2018 года сообщалось, что в 2020 году Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии совместно с Крыловским научным центром завершат разработку анаэробной энергетической установки для подводных лодок.
Тогда же сообщалось, что первая такая установка будет смонтирована на головную подлодку проекта «Лада» — «Санкт-Петербург». Благодаря анаэробной энергетической установке подлодка проекта «Лада» сможет находиться под водой до 45 суток.
Василий Сычёв