Американские ученые выяснили, что прослушивание одной и той же классической музыки во время обучения и последующего ночного сна может помочь усвоить материал. Для этого они попросили 50 студентов пройти онлайн-лекции по микроэкономике под музыку, а затем, в фазу медленного сна, включали им либо ее же, либо — белый шум. Участники из активной экспериментальной группы запомнили больше информации и сдали тест лучше, а предсказывала успех активность лобных долей в тета-диапазоне во время сна. Статья опубликована в журнале Neurobiology of Learning and Memory.
Недостаток сна в студенческие годы (вместо положенных восьми-десяти часов подростки и молодые взрослые на деле спят гораздо меньше) приводит не только к ухудшению самочувствия, но и к нарушениям работы когнитивных функций. В частности, это касается памяти: ее консолидация (то есть переход воспоминаний из кратковременной памяти в долговременную) активно происходит в фазу медленного сна. Как следствие, недостаток сна может приводить и к неудачам в учебе, поэтому ученые активно ищут способы этого избежать: например, в прошлом году выяснилось, что для улучшения когнитивных способностей 6,5 часа сна в сутки достаточно, если разделить их на ночной сон и короткий тихий час днем (впрочем, там есть и недостаток: повышение уровня глюкозы в крови).
Еще один способ — усилить консолидацию памяти во время сна с помощью повторной активации тех воспоминаний, которые надо сохранить. Майкл Скаллин (Michael Scullin) из Бэйлорского университета и его коллеги решили использовать для этого музыку. В их исследовании приняли участие 50 студентов: им необходимо было пройти онлайн-лекцию по микроэкономике. Во время лекции им фоном включали отрывки из трех классических произведений: «Лунной сонаты» Людвига ван Бетховена, «Весны» Антонио Вивальди и «Ноктюрна в ми-бемоль мажоре (опус 9, номер 2)» Фридерика Шопена.
Ночь после этого все участники провели в лаборатории: активность их мозга анализировали с помощью ЭЭГ. В фазу медленного сна участникам заново проигрывали те музыкальные отрывки, которые они слышали во время лекции, а контрольной группе (участников разделили пополам) включали белый шум.
На утро после эксперимента участникам дали тест по пройденному накануне материалу: в экспериментальной группе оценки были на 18 процентов выше, чем в контрольной группе. Тем не менее, через девять месяцев после эксперимента оценки в двух группах не отличались, что говорит о том, что усвоенная таким образом информация все же имеет краткосрочную основу. При этом как то, насколько хорошо участники запомнили информацию, так и то, смогли ли они через девять месяцев хоть что-нибудь вспомнить, предсказывала повышенная активность лобных долей в тета-диапазоне (от 4 до 8 герц) — такая активность как раз связана с работой памяти в общем и ее консолидации — в частности.
В целом, авторы приходят к выводу, что использование музыки для улучшения памяти во время сна в краткосрочной перспективе довольно эффективно. При этом они уточняют, что любая музыка не подойдет: она, во-первых, должна быть знакомой (как те произведения, которые использовались в исследовании), а во-вторых, без слов и более структурированной. Джаз, рок и поп-музыка, поэтому, не подойдут: она может либо разбудить человека, либо помешать ему усвоить материал.
Еще один способ улучшить память во время сна (а также удлинить фазу медленного сна) — убаюкивания. Причем помогают они, как выяснили в прошлом году швейцарские ученые, даже взрослым людям (а еще убаюкивания улучшают сон мышей).
Елизавета Ивтушок