Представители племени хадза проводят в неактивном состоянии столько же времени, сколько типичные жители стран первого мира, сообщается в Proceedings of the National Academy of Sciences. Однако они сидят на корточках либо стоят на коленях — а в этих позах нагрузка на мышцы больше, чем при сидении на стуле. Видимо, «в природе» человек должен нагружать мышцы и во время поддержания статичных поз.
Предполагается, что в ходе эволюции предки людей приспособились к долгим периодам умеренных (аэробных) физических нагрузок — медленному бегу или хотя бы ходьбе. Сидячий образ жизни в сочетании с пищей, подвергнутой интенсивной обработке, при этом провоцирует артериальную гипертензию и, вероятно, другие заболевания. Одна из причин заключается в том, что при сидении на стульях и подобных объектах мышечная активность ниже, чем при ходьбе и стоянии — и этот ее уровень явно недостаточен.
Однако сидение и долгие периоды неактивности в целом помогают экономить энергию, и поэтому могут быть выгодны организму. С этой позиции непонятно, почему сидячий образ жизни должен быть вреден для здоровья.
Дэвид Райхлен (David Raichlen) из Южно-Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и его коллеги из нескольких университетов США и Танзании предположили, что древние люди — охотники и собиратели — проводили время относительной неактивности, больше напрягая мышцы, чем современные люди сидя на стуле. Благодаря этому «сидячий образ жизни» помогал предкам нынешних жителей земного шара экономить силы без существенных негативных последствий для состояния организма.
Чтобы проверить это предположение, они оценили физическую активность 28 представителей африканского народа хадза, которые до сих пор занимаются в основном охотой и собирательством — то есть ведут образ жизни, похожий на тот, что был у древних людей. 12 женщинам и 16 мужчинам на 8 дней к бедрам прикрепили акселерометры, чтобы отследить, в каком положении находится человек в данное время.
Активность мышц (четырехглавой мышцы бедра, камбаловидной и передней большеберцовой) оценивали с помощью электромиографии (ЭМГ). Кроме того, у добровольцев брали кровь на анализ — выявляли наличие биомаркеров повышенного риска сердечно-сосудистых заболеваний.
Оказалось, что мужчины и женщины хадза проводят без движения (не стоя и не в ходьбе и беге) в среднем почти 10 часов в день. Для сравнения, современные жители Нидерландов сидят или пребывают в сходных по уровню активности позах 9 часов 20 минут в день, а граждане США — 9 часов в день.
Но если люди из развитых стран в основном сидят на стуле, то хадза гораздо больше времени проводят сидя на корточках или на небольших камнях, то есть в положениях, когда таз опущен достаточно низко. (Еще один частый вариант — стояние на коленях.) Видимо, поэтому мышцы их ног даже «без движения» работают интенсивнее.
При этом биомаркеров повышенного риска сердечно-сосудистых заболеваний в крови хадза практически нет. Получается, формально малоподвижный образ жизни в случае этого народа не представляет угрозы здоровью. Авторы предполагают, что организм человека заточен под большую статическую нагрузку мышц, чем при сидении на стуле, но от сидения как такового он не страдает. Вероятно, эту информацию получится использовать, чтобы снизить вред от малоподвижного образа жизни для людей из развитых стран — например, как-то модифицировать их рабочие места, чтобы и не приходилось стоять, и нагрузка на мышцы ног выросла.
Интересно, что в 2015 году исследователи из Эксетерского университета, использовав данные более чем по 5000 людям, обнаружили: доля времени, проведенного сидя, не связана с риском смерти. Однако это не означает, что долгое сидение не причиняет вреда здоровью: про риски различных заболеваний в той работе ничего не было сказано.
Светлана Ястребова