У керченской терракотовой головы оказались покрашены волосы и губы

Античная терракотовая голова, найденная в 2017 году на дне Керченской бухты, в древности была раскрашена. Археологи и физики нашли на скульптуре следы красителей и выяснили, что губы статуи были окрашены в красный цвет, а волосы покрыты темной краской из минеральных компонентов на основе смолы хвойных деревьев. Сообщение о результатах работы исследователей опубликовано на сайте Института археологии РАН.

Античные скульптуры, которые мы привыкли видеть молочно-белыми, в древности раскрашивали. Первые догадки об этом высказывались еще в XVIII веке. Однако точку в этом вопросе поставила в конце 2003 года выставка «Bunte Götter» (Пестрые боги), проходившая в мюнхенской Глиптотеке. На выставке показали 12 греческих и римских скульптур, цвета которых были восстановлены до изначальных. Ученые узнавали цвета скульптур, исследуя микроскопические частицы пигментов, которые удавалось найти на поверхности статуй.

Не стала исключением и терракотовая голова божества, найденная 2017 году при строительстве Крымского моста на дне Керченской бухты подводными археологами под руководством Сергея Ольховского. Находку ученые связали с культурным слоем VI—VIII веков до нашей эры, образовавшимся в гавани древнегреческого города Пантикапей.

Искусствоведческий анализ показал, что скульптор при создании головы опирался на традиции сразу нескольких школ. Верхняя часть лица выполнена в архаической традиции — на это указывают крупные глаза и резкие переходы. Нижняя часть лица — нос, губы и борода, созданы в восточных канонах. Это смешение стилей указывает, что скульптура вышла из небольшой мастерской в одном из греческих городов Малой Азии. Искусствоведы датировали находку эпохой греко-персидских войн и периодом расцвета классической греческой скульптуры — V веком до нашей эры.

Чтобы проверить эту версию, было решено попытаться датировать скульптуру с помощью радиоуглеродного метода — для этого с поверхности статуи были взяты образцы органики — с внутренней части изделия, из области усов, ноздрей, верхней губы и из углубления линии волос, обозначающих бороду.

Один образец отправили для датирования радиоуглеродным методом в Центр изотопных исследований Университета Джорджии, где с помощью ускорительной масс-спектрометрии удалось определить дату — она совпала с датой искусствоведов и также указала на V век до нашей эры.

Часть образцов передали в Курчатовский институт, где ученые с помощью электронной микроскопии выяснили, что в пробах, взятых с лицевой части, есть органические соединения, а в пробах из внутренней части скульптуры — свинец. Ученые полагают, что свинец остался от крепления, находившегося внутри статуи. Она могла крепиться нижней частью к утраченной опоре или основанию с помощью свинцовой стяжки. Возможно, скульптура устанавливалась на корабле с помощью свинцовых креплений.

Органику с лицевой части головы исследовали методом инфракрасной спектроскопии. В итоге удалось установить, что на поверхности присутствуют вещества, которые содержит смола хвойных деревьев — сандарак. Это ароматическая смола, которая сегодня применяется для покрытия картин, а в древнем Египте ее использовали для бальзамирования. Нанесенная на скульптуру смола препятствовала разрушающему действию морской воды.

В пробах также обнаружили минералы — якобсит и браунит, которые традиционно использовались для создания темных красителей. Их образцы обнаружены лишь на волосах. Рентгенофазный анализ показал, что минералы были лишь на верхней поверхности смоляных образцов. Этот факт указал на метод окраски скульптуры: сначала наносилась основа — смола, а затем на смолу наносили краситель.

Фотограмметрическая съемка скульптуры показала, что в углублениях, имитирующих бороду и волосы, а также на губах, есть фрагменты темно-коричневого материала. С помощью усиления цветового контраста пятна на скульптуре проявились в виде сплошного покрытия на волосяном покрове. Пятна отсутствовали на лице, щеках, лбу и ушах.

Еще одно открытие таилось в пробе, взятой из уголка губ. Здесь обнаружено высокое содержание гипса. Стало понятно, почему этот слой выглядит как беловатый налет на губах. В этом же образце обнаружено железо. Сочетание гипса и железа позволило ученым сделать вывод, что губы статуи сначала были покрыты смолой, затем цвет выровнен гипсом и сверху нанесли краситель — красную охру.

В итоге ученым удалось частично восстановить окраску терракотовой скульптуры. Получается, что волосы и борода были окрашены в коричневый цвет, а губы были ярко-красными. Не удалось восстановить лишь цвет глаз скульптуры.

Лучше всего об античной жизни и быте можно судить по находкам, сделанным в Помпее и Геркулануме. Читайте об этом в нашем материале «Законсервировано вулканом».

Ольга Брилева