Астрономы впервые обнаружили в рентгеновском диапазоне супервспышку на ультрахолодном маломассивном L-карлике. Долгое время считалось, что подобные объекты не могут порождать подобные события, связанные с нестабильностями магнитных полей звезды, сообщается на сайте Европейского космического агенства. Статья опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.
L-карлики представляют собой объекты, значения масс которых находятся на границе между звездами и коричневыми карликами. Их эффективная температура оценивается в 1300 – 2300 кельвин, они могут иметь облачные слои в атмосфере, генерировать радиоизлучение из-за сияний и обладать вспышечной активностью, связанной с магнитным полем.
Считается, что активность звезд уменьшается по мере уменьшения их массы и температуры хромосферы или с увеличением возраста, а объекты типа коричневых карликов не могут порождать очень мощные вспышки, связанные с нестабильностями магнитных полей. Тем не менее, известны случаи регистрации подобных вспышек: в частности наблюдались четыре супервспышки в оптическом диапазоне у L-карликов, в ходе которых выделялось до 4 × 1034 эрг энергии. Трое из этих объектов имеют значительный возраст, что еще сильнее усложняет поиск ответа на вопрос о природе подобных явлений.
Группа астрономов во главе с Андреа Де Лука (Andrea De Luca) сообщила о первом обнаружении в рентгеновском диапазоне супервспышки на ультрахолодном L-карлике J0331−27, возрастом более одного миллиарда лет, который находится на расстоянии 240 парсек от Солнца и имеет температуру внешних слоев 2100 кельвинов. Первоначально открытие было сделано при анализе обширного каталога данных космического рентгеновского телескопа XMM-Newton и датировано 5 июля 2008 года, затем источник рентгеновской вспышки был отождествлен с L-карликом на оптических снимках.
Время затухания вспышки составило 2400 секунд, при этом выделилось 2 × 1033 эрг. Таким образом, за считанные минуты небольшая звезда испускала более чем в десять раз больше энергии, чем выделяется в ходе самых мощных вспышек на Солнце. Размер области вспышки в хромосфере звезды достаточно компактен, а наблюдаемая температура плазмы и длительность вспышки находятся в диапазоне значений, характерных для подобных событий на поздних М-карликах. Кроме того, это единственная вспышка за 40 дней наблюдений.
Таким образом, наблюдения показывают, что качественных изменений в свойствах рентгеновских вспышек у маломассивных звезд главной последовательности, обладающих эффективными температурами вплоть до 2100 кельвинов, не происходит. При этом получается, что у звезд, которые вспыхивают чаще, энерговыделение во время вспышки меньше, а L-карлики вспыхивают редко, однако при этом выделяют огромное количество энергии. Чтобы разобраться в том, почему так происходит, ученым необходимы новые случаи регистрации супервспышек у подобных объектов.
Ранее мы рассказывали о том, как астрономы зарегистрировали рекордно яркую вспышку у красного карлика, которая оказалась в десять тысяч раз мощнее самых сильных вспышек на Солнце.
Александр Войтюк