Финские и испанские зоологи обнаружили у инвазивных аргентинских муравьев (Linepithema humile) множество вирусов, сообщается в Journal of General Virology. У отдельно взятой особи многообразие их штаммов выше летом, чем зимой. У цариц их больше, чем у рабочих и самцов, а среди рабочих вирусы разнообразнее у фуражиров.
Аргентинские муравьи изначально жили в Южной Америке, но благодаря человеку попали в Японию и Европу. Там они сформировали сверхколонии: европейская, например, простирается на 6000 километров вдоль значительной части Средиземноморского побережья. Рабочие особи практически не нападают друг на друга, даже если они происходят из разных основных колоний (но дерутся с представителями минорных колоний).
Вероятно, эта особенность дает аргентинским муравьям конкурентные преимущества, поэтому они быстро и эффективно расселяются по планете и поедают огромное количество насекомых. Linepithema humile часто контактируют с представителями других видов, и те теоретически могут передавать им возбудителей различных заболеваний. Вероятно, контроль численности L. humile с помощью вирусов помог бы остановить их распространение и снизить численность.
Исследователи из Университета Оулу и Университета Жироны определили, какие вирусы носят в себе аргентинские муравьи из европейской сверхколонии, и вывели закономерности встречаемости. Для этого они применили ПЦР в реальном времени, которая дала возможность оценить многообразие и количество вирусной РНК у цариц, самцов и рабочих особей (бесплодных самок). Ранее уже выяснили, что разнообразные РНК-вирусы присутствуют у цариц, и список их известен (хотя он может быть неполным). Многообразие вирусов у аргентинских муравьев оценивали в январе, апреле, июле и октябре.
Оказалось, что часть вирусов присутствует у L. humile постоянно, но некоторые, в основном (+)РНК-вирусы, встречаются только летом. В любое время года у цариц больше различных вирусов, чем у рабочих и самцов. Это связали с числом контактов между особями: у царицы оно максимальное, так как многие приносят ей пищу. Среди рабочих самок больше всего вирусов имели те, которые чаще других совершали вылазки за пищей. Учитывая, что аргентинские муравьи — хищники, новые вирусы могли доставаться им от добычи.
Среди паразитов аргентинских муравьев нашелся и кашмирский вирус, во многом ответственный за катастрофическое снижение численности медоносных пчел. Притом его обнаруживали у муравьев летом, но не в холодное время года. Возможно, данные о нем, полученные на Linepithema humile, могут помочь в борьбе с эпидемиями пчел.
Аргентинских муравьев довольно много изучают. Мы писали о том, как они отравляют рабочих муравьев конкурирующих видов, и о том, как они эффективно передвигаются в условиях повышенной плотности «транспортного потока».
Светлана Ястребова