Семена финиковых пальм возрастом около двух тысяч лет из разных точек Иудейской пустыни сохранили всхожесть и по сей день, сообщается в Science Advances. Исследователи получили из них мужские и женские растения и выяснили, какие из них можно использовать для возрождения древнего сорта иудейских финиковых пальм.
Финиковые пальмы (Phoenix dactylifera) на Ближнем Востоке культивируют тысячелетиями. Плиний Старший в I веке нашей эры в своей «Естественной истории» описывает плоды этого растения, выращенные в Иудее, как очень сладкие (слаще, чем египетские), сочные и лежкие. За счет последнего их свойства иудейские финики можно было возить на продажу в самые разные точки Римской империи.
К IV веку нашей эры иудейский сорт финиковых пальм исчез, поскольку некому было его выращивать. Тем не менее, материальные свидетельства его существования — финиковые косточки — в шестидесятых годах XX века нашли в крепости Масада царя Ирода (юго-западное побережье Мертвого моря), а потом и на раскопках в других точках Иудейской пустыни.
В 2006 году четыре семени финиковой пальмы из Масады попробовали прорастить, и одно оказалось жизнеспособным. Растение, которое из него появилось, назвали Мафусаилом в честь библейского долгожителя, сейчас оно уже находится в открытом грунте и периодически цветет. Финиковые пальмы — двудомные растения (то есть разнополые: мужские и женские половые клетки производятся каждые в своем «доме»), и Мафусаил образует пыльцу.
Спустя несколько лет израильские и французские ученые, которые вырастили Мафусаила, собрали 33 наиболее сохранных финиковых семени из разных мест раскопок в Иудейской пустыне — Масады, Кумрана, Вади Макух и Вади Кельт. Древние семена фиников оказались в среднем на 30 процентов длиннее и толще, чем современные. Все, кроме одного, некоторое время подержали в растворе гибберелловой кислоты (это растительный гормон, который способствует прорастанию семян и удлинению побегов), а затем и в растворе органических удобрений (для стимуляции развития зародыша). Одну косточку, из Кумрана, оставили в качестве контроля.
Шесть семян дали всходы. Интересно, что перед посадкой внешне они не отличались от тех, что оказались нежизнеспособными. Радиоуглеродный анализ остатков кожуры проросших косточек показал, что все они появились в IV веке до нашей эры — II веке нашей эры. Ученые определили, мужские или женские цветки появятся на каждом из проростков, и в соответствии с полом растений подобрали им имена из списка персонажей Ветхого Завета: Адам, Иона, Юдифь, Вооз, Уриил, Анна.
Последовательности ДНК каждой финиковой пальмы, в том числе Мафусаила из предыдущего исследования, сравнили с таковыми для современных сортов — а их можно условно поделить на ближневосточные и африканские. Оказалось, что больше всего сходства с ныне живущими ближневосточными финиковыми пальмами у Мафусаила и Анны, а с африканскими — у Ионы и Уриила. Последние два — из Кумрана, а Мафусаил— из Масады. Между двумя этими точками всего около 60 километров, а различия в ДНК растений весьма существенные. Это может означать, что древние иудейские фермеры искусственно поддерживали генетическое разнообразие своих финиковых пальм и часто скрещивали их с чужеземными сортами.
Пока ни одно растение, кроме Мафусаила, не цветет. Однако ожидается, что в ближайшие два года это начнет делать Анна, и тогда можно будет оплодотворить ее пыльцой Мафусаила. Вероятно, это позволит в каком-то смысле возродить древний иудейский сорт финиковых пальм. Но обычно культурные растения размножают вегетативно, а не семенами. При этом получаются клоны, которые генетически не отличаются от материнского растения. То есть семена здесь могут быть и не нужны. Кроме того, учитывая генетическую неоднородность всех семян, не вполне понятно, каким был эталон иудейской финиковой пальмы.
До проращивания фиников из Иудейской пустыни самыми древними из жизнеспособных были 1300-летние семена священного лотоса с северо-востока Китая. А культуры клеток позволили оживить еще более старое растение — смолёвку узколистную (хотя вероятно, что это зорька сибирская). Фрагменты недозрелого плода этого растения (из них брали клетки для культивирования) обнаружили в многолетней мерзлоте на Колыме и определили их возраст в 32000 лет.
Светлана Ястребова