Немецкие ученые проанализировали влияние миллисекундных отклонений от ритма на чувство свинга в джазовой музыке. 160 музыкантов разного уровня оценили свинговость джазовых композиций с отклонениями от ритма и без них. Наиболее свинговым оказался вариант без микроотклонений, а значит, их наличие в композиции не является неотъемлемой частью свинга, пишут ученые в журнале Nature.
«Что такое свинг?» — так называется предисловие к «Большой книге свинга», в котором Билл Тредвелл отвечает на вопрос довольно туманно: «Вы можете чувствовать его, но вы просто не можете его объяснить». В 1937 году музыковеды определили понятие свинга как почти неуловимое ускорение с акцентом на второй и четвертой доле. Большинство музыкантов с такой формулировкой не согласны. Они считают, что дело не столько в ритме, сколько в эмоциональном отклике музыканта на композицию.
Такие определения не устраивают ученых, которые не теряют надежды объяснить понятие свинга в научных терминах. Одна из основных гипотез — чувство свинга возникает из-за небольших временных отклонений в воспроизведении нот. Например, исполнитель играет ноту не одновременно с ударом метронома, а на несколько миллисекунд позже него. По мнению специалистов, если барабанщик, контрабасист и пианист играют с едва заметными неточностями, то они в совокупности и создают ощущение свинга.
Исследования других жанров музыки показали, что микроотклонения не делают музыку лучше. Тем не менее, их использование в джазе может быть особенностью жанра. Группа немецких ученых под руководством Джорджа Дацериса (George Datseris) из
Института динамики и самоорганизации Общества Макса Планка провела эксперимент, призванный во всем разобраться.
По просьбе ученых, профессиональный пианист сыграл 12 джазовых композиций — они были записаны в формате MIDI — под аккомпанемент ритмически идеальных баса и барабанов. В отличие от аудио сигнала, MIDI хранит информацию о касаниях клавиш и педали MIDI-клавиатуры, а не сам звук инструмента. Поэтому после записи дорожку можно редактировать: удалять и добавлять ноты, изменять их длительность и высоту.
Дацерис и команда создали несколько вариантов композиций, поработав над микроотклонениями. Первый вариант совсем не содержит задержек (ученые произвели квантайз записи), во втором варианте длительность задержек увеличена в два раза, а в третьем — задержки инвертированы (задержки до удара метронома стали задержками после, и наоборот).
Оригинал и отредактированные варианты прослушали 160 музыкантов с разным бэкграундом и уровнем профессионализма. Они оценивали степень свиноговости композиции по четырехбалльной шкале. Результат оказался довольно неожиданным — самую высокую оценку получил вариант без микроотклонений, следовательно, их наличие не является основным показателем свинга. Вариант с увеличенными отклонениями оценили ниже оригинала, а инвертированные отклонения почти не отличили от оригинальных.
Многие музыканты выступают против квантайза — по их мнению, его применение делает музыку неживой, механической. Ученые показали, что правильный квантайз не только не портит композицию, но и может сделать ее лучше.
Следующим шагом на пути к разгадке понятия свинга может стать анализ живых выступлений джазовых музыкантов. Возможно, свинг нужно искать именно во взаимодействии музыкантов друг с другом.
Чувства свинга породило одноименное направление джазовой музыки. Жизнерадостный свинг был невероятно популярен в 1930 — 1940 годах, а с тех пор популярная музыка становится грустнее и злее.