Самое большое воздушное судно получит гибридную двигательную установку

Британская компания Hybrid Air Vehicles приступила к разработке гибридной двигательной установки для своего перспективного гибридного дирижабля Airlander 10, самого большого воздушного судна в мире. Согласно сообщению компании, в новой двигательной установке за создание движущей силы будут отвечать электромоторы, созданием которых Hybrid Air Vehicles занимается в настоящее время. Представить первый аппарат Airlander 10 с гибридной двигательной установкой разработчики намерены в 2025 году.

В настоящее время в авиации действуют рекомендации Международной организации гражданской авиации, согласно которым авиакомпании, принявшие их, должны будут поддерживать уровень выбросов углекислого газа не выше уровня 2020 года. Кроме того, им необходимо будет сократить объемы выбросов вредных веществ на 50 процентов по сравнению с уровнем 2005 года к 2050 году. Считается, что электрические и гибридные двигательные установки позволят сделать тот или иной летательный аппарат безопаснее для окружающей среды.

По утверждению Hybrid Air Vehicles, благодаря гибридной двигательной установке Airlander 10 будет на 90 процентов экологичнее сопоставимого по размерам и пассажировместимости современного летательного аппарата. При этом компания не уточняет, с каким именно существующим летательным аппаратом проводится сравнение. В компании также отметили, что в наименее экологичной базовой версии с дизельными двигателями гибридный дирижабль все равно будет на 75 процентов экологичнее сопоставимого современного летательного аппарата.

Базовая версия Airlander 10, представленная компанией Hybrid Air Vehicles в середине января 2020 года, оснащена четырьмя 4-литровыми дизельными двигателями мощностью 325 лошадиных сил (242 киловатта) каждый. Каждый из таких двигателей приводит воздушные винты, способные поворачиваться в горизонтальной плоскости на 20 градусов. Вал воздушных винтов соединен с мотор-генераторами (по одному на двигатель), которые в полете вырабатывают часть электроэнергии для питания бортовых систем гибридного дирижабля.

На борту Airlander 10 также установлен дизельгенератор, покрывающий большую часть потребности бортового оборудования в электроэнергии. В летательном аппарате также реализована возможность питания мотор-генераторов от дизельгенератора с выключением дизельных двигателей. В этом случае мотор-генераторы начинают отвечать за вращение воздушных винтов. Чем будет новая гибридная двигательная установка отличаться от этой схемы, разработчики не уточнили.

По заявлению Hybrid Air Vehicles, с новой установкой гибридный дирижабль сможет выполнять полностью электрический или гибридный полет. В первом случае он с 90 пассажирами на борту сможет преодолевать до 350 километров на скорости до 50 узлов (92,6 километра в час). Какое расстояние сможет пролететь Airlander 10 в гибридном режиме, не уточняется; его скорость полета составит 70 узлов. Другие подробности о новой разработке британская компания в своем сообщении не раскрыла.

Как пишет New Atlas, в перспективной гибридной двигательной установке разработчики намерены заменить передние два дизельных двигателя электромоторами мощностью 500 киловатт каждый. В полностью электрическом режиме полета будут задействованы только электромоторы. Для более быстрого полета на большее расстояние можно будет включать дизельные двигатели в хвостовой части одновременно с электромоторами. Вероятно, в этом случае, дизельные двигатели будут отчасти питать электрические моторы.

В апреле прошлого года Hybrid Air Vehicles объявила о получении гранта в размере 1,1 миллиона фунтов стерлингов (1,4 миллиона долларов) на разработку полностью электрической двигательной системы для Airlander 10. Соглашение о разработке электрической версии гибридного аппарата было заключено в рамках правительственной программы Великобритании по поддержке аэрокосмических исследований. Весь проект рассчитан на три года.

Василий Сычёв