Немецкие психологи выяснили, что маленькие дети охотнее отказываются от немедленного вознаграждения в том случае, если от их решения зависит кто-то еще. Для этого они разбили 207 детей из Кении и Германии на пары и провели с ними классический зефирный тест. Успешнее дети проходили тест (то есть не ели печенье сразу, а ждали дополнительную порцию) в том случае, если им говорили, что от их решения зависит то, получит ли второе печенье партнер. Статья опубликована в Psychological Sciences.
Социальным животным (в том числе и человеку) необходимо кооперироваться друг с другом, что, с одной стороны, требует способности к слаженной работе, а с другой — способности идти на уступки. К примеру, для того, чтобы обеспечить выживание и успех деятельности целой группы, индивиду может быть необходимо отказаться от собственного — иногда немедленного — успеха. Это, в свою очередь, зачастую требует способности к самоконтролю, а ею обладают далеко не все животные (даже социальные), а люди приобретают только с возрастом.
Проверить, как взаимодействуют самоконтроль и кооперация у маленьких детей, решили ученые под руководством Ребекки Кумен (Rebecca Koomen) из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка. Для этого они воспользовались классическим зефирным тестом, который направлен на определение стремления к немедленным вознаграждениям.
Всего в эксперименте приняли участие 104 немецких и 103 кенийских ребенка — все в возрасте от пяти до шести лет. После знакомства детей разбили на пары и посадили по отдельности в две разные комнаты перед столом, на котором лежала одно печенье. Дальнейшие условия определял сам экспериментатор. В первом случае каждому ребенку сообщали, что он может либо съесть одно печенье сейчас, либо получить еще одно, если подождет. Во втором случае детям сообщали, что второе печенье каждый из них получит только в том случае, если потерпят и не будут есть печенье оба. Наконец, в третьем случае каждому ребенку сообщали, что второй в игру не играет, но оба получат дополнительное печенье, если сам ребенок подождет: в этом случае каждый ребенок знал, что от его решения зависит, получит ли печенье другой, но не наоборот.
Оказалось, что чаще всего дети отказывались от немедленной награды в тех случаях, если от их решения зависело, получит ли награду второй ребенок, причем даже в том случае, если от решения второго ребенка исход не зависел (и он мог как съесть одно печенье, так и подождать второе). Результаты значимо не отличались у кенийских и у немецких детей.
Авторы пришли к выводу, что дети больше стремятся к отказу от немедленного вознаграждения ради совместного успеха, а не своего собственного.
Классический зефирный тест использовали для того, чтобы по способности отказываться от немедленной награды предсказывать успехи детей в будущей работе и учебе. Тем не менее, такой подход очень часто подвергался и до сих пор подвергается критике: по крайней мере из-за того, что эта связь регулируется многими параметрами, включая, например, образованность матери ребенка.
Елизавета Ивтушок