Собаки узнали слова независимо от говорящего

Британские ученые выяснили, что собаки могут узнать не только голос неизвестного им человека и выделить его среди голосов других людей, но также и одинаковые слова, сказанные разными людьми. Для этого они провели эксперимент, в котором приняли участие 70 домашних собак: сначала им для ознакомления включали один стимул, а затем следили за изменением реакции, когда стимул менялся на другой. О своем исследовании ученые пишут в Biology Letters.

Несмотря на то, что у каждого языка есть свой устойчивый набор возможных фонем, среди его носителей все же может прослеживаться некоторая вариативность того, как эти фонемы произносятся. Понимание речи, в свою очередь, должно происходить вне влияния этой вариативности: другими словами, какой бы вариант одной фонемы не выбрал носитель, задача другого носителя — в том, чтобы его понять.

Получается, что распознавание фонем со всеми возможными вариантами — ключ к пониманию речи: по нему, например, можно судить, понимают ли человеческий язык другие виды животных. Проверить, могут ли это делать собаки, решили ученые под руководством Холли Рут-Гаттеридж (Holly Root-Gutteridge) из Сассекского университета. Всего в их эксперименте приняли участие 70 домашних собак разных пород.

Ученые использовали записи голосов людей (мужчин и женщин), с которыми собаки были незнакомы. Их попросили проговорить слова из одного закрытого слога (согласный — гласный — согласный): получившиеся слова могли отличаться либо одной гласной фонемой внутри одного участника, либо тем, как одинаковые фонемы произносятся, между несколькими участниками.

В качестве основной экспериментальной парадигмы ученые использовали парадигму привыкания-отвыкания (habituation-dishabituation). Согласно гипотезе, которая лежит в ее основе, определить реакцию на какой-либо стимул можно, представив его после схожих с ним стимулов: другими словами, если субъект исследования узнает какой-то конкретный стимул, он должен по-другому среагировать на отличающийся от него стимул, предъявленный далее, а затем, если изначальный стимул показать еще раз, он будет узнаваться.

Собак, разделенных на две группы, научили одному стимулу — либо голосу конкретного человека, либо тому, как произносится конкретное слово несколькими разными людьми. Каждый стимул для привыкания проигрывали четыре раза, после него появлялся стимул отвыкания, а затем опять — изначальный стимул. Например, для того, чтобы определить, что собака может узнать голос определенного человека, ей сначала четыре раза включали слова, произнесенные одним участником, затем — слово, которое произнес другой, а потом — слово, произнесенное первым участником. В каждом условии использовались либо голоса только женщин, либо голоса только мужчин. 

Реакцию собак при отвыкании записывали на видео: регистрировалось любое неспокойное поведение вроде лая, поворота головы и виляния хвостом. Оказалось, что и в том, и в другом условии собаки больше реагировали на новый стимул (стимул отвыкания). 

Другими словами, собаки не просто узнают голос конкретного человека (даже если он незнаком), но и могут узнать отдельные слова, если их произнесли несколько разных людей. Собаки, таким образом, могут нормализовать фонетическую вариативность языка — и, подобно людям, понять, какое слово произносится, даже если его говорят немного по-другому.

Ту же парадигму привыкания-отвыкания недавно использовали в эксперименте с участием кошек: с помощью него удалось показать, что кошки понимают и могут откликнуться, когда их зовут по имени.

Елизавета Ивтушок