Дерево для строительства в Древнем Риме привозили даже из Галлии, с северо-востока современной Франции, говорится в PLoS ONE. Исследователи это выяснили, когда проанализировали дубовые доски, которые нашли во время охранных раскопок — эти доски в I веке нашей эры использовали при строительстве дома.
В Риме был огромный спрос на дерево для строительства и украшения зданий. Лес вокруг города и на бóльшей части Апеннинского полуострова римляне извели довольно быстро и по мере роста территории республики (а затем — империи) его стали привозить из дальних провинций. В I веке нашей эры в Рим везли тетраклинис из Северной Африки, а кедр — из Ливана. Дома многих состоятельных римлян строили из серебристой ели и дуба, а в отделке использовали эбеновое дерево и кедр.
Иногда археологи могут датировать дерево с точностью до года с помощью дендрохронологии. Но несмотря на то, что дерево часто использовали при строительстве римских домов, археологи находят его не часто, так как в средиземноморском климате оно довольно плохо сохраняется. Одной из недавних примечательных находок стали 24 дубовых доски в фундаменте портика большого дома состоятельных людей. Их нашли во время охранных раскопок перед строительством новой линии римского метро, недалеко от Латеранской базилики — кафедрального собора Рима.
Итальянским и швейцарским исследователям под руководством Мауро Бернабеи (Mauro Bernabei) из Института биоэкономики удалось датировать 13 из 24 досок с помощью дендрохронологического метода (по годовым кольцам). В качестве референтных ученые использовали несколько хронологий, построенных на основе исследования древесины дубов, которые росли на юге Германии, восточной Франции и Швейцарии. Оказалось, что деревья, из которых сделали доски, выросли в горах Юра. Их срубили в возрасте около 320 лет в 40-60 годах нашей эры.
Хотя ученые по большей части знают, какими путями товары из провинций империи везли в Рим, о том, как из одной части империи в другую транспортировали строевой лес, известно очень мало. Поэтому авторы исследования ограничились гипотезами. Место, где по-видимому срубили дубы, находится в 60 километрах от города Шалон-сюр-Сон, который стоит на реке Сона. Он был основан еще до римлян, а в период существования провинции Галлия это был важный торговый город Кабиллонум. Ниже по течению после Кабиллонума Сона становилась судоходной и впадала в реку Рона, которая, в свою очередь, впадала в Лигурийское море.
Ученые предположили, что после того, как их срубили, деревья перевезли по суше или в виде плотов по Соне, а из Кабиллонума их везли на судах до Лиона (Лугдунума), расположенного у впадения Соны в Рону. Оттуда бревна уже могли перевозить на крупных судах по Лигурийскому морю до Остии, а там по Тибру до Рима.
«Это исследование показывает, что во времена римлян древесину из лесов на северо-востоке Франции использовали при строительных работах в центре Рима», — замечает Мауро Барнабеи. «Если учесть расстояние (по нашим расчетам больше 1700 километров), размеры бревен и способы перевозки с возможными препятствиями по пути, становится понятно, насколько важна была древесина для римлян и что в империи была прекрасно организована логистика».
Археологи изучают торговые пути в Риме в том числе и по кораблекрушениям. Так, исследуя остатки кораблекрушений ученые узнали, что терракотовую черепицу, которую делали недалеко от Рима, возили на Сардинию или в Испанию, а стекло из Иудеи перевозили по Средиземному морю в другие провинции.