Американские зоологи подсчитали концентрацию ртути в организме калифорнийских пум и выяснили, что в прибрежных районах она в три раза выше, чем на материке, и в 6 раз выше того значения, при котором плодовитость животных снижается. Виноват в этом туман, который наползает на побережье — ртуть из него оседает на лишайниках, которые затем поглощают олени, а их, в свою очередь, атакуют пумы. Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.
В отличие от других металлов, ртуть распространяется по экосистемам в основном с воздухом. Попадая в океан из сточных вод, она испаряется вместе с паром и оседает на суше, где бактерии превращают ее в органические производные — например, монометилртуть. Океанические бактерии тоже способны ее метаболизировать, поэтому в атмосфере встречается и диметилртуть, однако она нестабильна и быстро распадается до монометилртути, которая так же оседает в прибрежных районах.
Ранее считалось, что от ртутного загрязнения страдают в большей степени морские хищники, которые поглощают ртуть вместе с микробами. Сейчас группа ученых под руководством Кристофера Вилмерса (Christopher Wilmers) из Калифорнийского университета проверила, что происходит с наземными хищниками.
Для этого исследователи отправились в прибрежную зону у гор Санта-Крус в Калифорнии и измерили количество ртути на трех уровнях пищевой цепи: в лишайниках, а также в шерсти оленей, которые питаются лишайниками, и в шерсти пум, которые охотятся на оленей. Затем ученые сравнили содержание ртути в организме особей из прибрежных и удаленных от берега районах.
Они обнаружили, что концентрация ртути в теле лишайников на побережье почти в 4 раза выше, чем в материковой части: 30 нанограмм на грамм массы тела против 8. В шерсти оленей разброс был порядка 2 раз: 28 нанограмм на грамм против 15. У пум же концентрация ртути оказалась в три раза выше на побережье: 1544 нанограмм на грамм по сравнению с 492 нанограммами в глубине материка. При этом страдали сильнее всего взрослые особи: у котят количество ртути было в среднем почти в два раза меньше.
Как именно ртуть действует на организм пум, до сих пор никто подробно не изучал. Но известно, например, что концентрации в крови выше 3 микрограмм на грамм массы тела (это в два раза больше, чем сейчас в шерсти пум) вызывают отравление и нарушение работы нервной системы у норок. Среди пум, шерсть которых собирали авторы данной работы, нашлась одна с особенно высокой концентрацией ртути — более 21000 нанограмм на грамм — ее обнаружили мертвой без каких-либо видимых внешних причин смерти.
Впрочем, известно, что даже небольших количеств ртути — более 250 нанограмм на грамм — достаточно, чтобы снизить плодовитость пум. И это может поставить под угрозу существование вида, численность которого и без того сокращается, в том числе, из-за отравления родентицидами — средствами, которые использует человек для борьбы с грызунами.
Ранее ученые отметили, что некоторым популяциям пум грозит исчезновение из-за близкородственного скрещивания. А еще выяснили, что ртуть продолжает накапливаться не только в тумане, но и в вечной мерзлоте.
Полина Лосева