В США одобрили второе лекарство, в основе которого лежит РНК-интерференция. Новый препарат предназначен для людей с острой печеночной порфирией — генетической болезнью, в ходе которой в тканях копятся предшественники гемоглобина. Пациентов, которым лекарство могло бы помочь, в США не так много, поэтому его стартовая стоимость — почти полмиллиона долларов. Но если оно окажется эффективным для более широкого круга больных, производитель обещал снизить цену.
Год назад в мире появилось первое лекарство на основе РНК-интерференции. Тогда аналитики говорили о том, что эта технология прижилась на удивление быстро: с момента открытия самого механизма у беспозвоночных прошло всего 20 лет, с момента присуждения за это открытие Нобелевской премии — 12. И вот развитие продолжается: та же компания, которая дебютировала в прошлом году, Alnylam Pharmaceuticals, получила одобрение на свой новый препарат.
Принцип работы РНК-интерференции выглядит так: прежде чем построить какой-либо белок, клетка копирует информацию о нем с ДНК на матричную РНК. Затем эта РНК выходит из ядра в цитоплазму клетки, где ее используют для создания белка. На этом этапе процесс еще можно остановить: для этого клетка производит малые интерферирующие РНК. Они избирательно прилипают к матричной РНК ненужного белка и образуют таким образом молекулу двуцепочечной РНК. Но поскольку в клетке вся РНК, как правило, состоит из одной цепи, то такая молекула вызывает подозрения, и ее расщепляет специальный белковый комплекс. В итоге матричная РНК распадается, и синтез белка прекращается.
Новое лекарство — гивосиран (givosiran) — направлено против другого белка — синтазы δ-аминолевулиновой кислоты (ALAS1). Этот фермент участвует в производстве гема (самой важной части гемоглобина). Если он слишком активен, а следующие за ним в цепочке синтеза ферменты недостаточно активны (как бывает при печеночной порфирии), то в тканях начинает накапливаться промежуточный продукт синтеза гема — порфирин. Особенно он токсичен для нервных клеток, поэтому отложение порфирина может вызывать боли, судороги и паралич.
Гивосиран — это малая интерферирующая РНК, которая подавляет производство ALAS1. К ней «пришит» углеводный маркер GalNAc, за который ее избирательно улавливают клетки печени. Таким образом, гивосиран действует точечно на печень, где и производится гем, но не попадает в клетки других органов. В клинических испытаниях у половины пациентов с острой порфирией удалось полностью снять приступы порфирии, в среднем же препарат снизил число приступов на 70 процентов.
Однако всего людей, которым могло бы помочь это лекарство, не так велико. Его имеет смысл применять при тяжелых формах порфирии с частыми атаками, это 3-5 процентов всех больных. По оценкам специалистов компании, их насчитывается около 3000 в США и Европе. Поэтому изначальная стоимость гивосирана, которая призвана окупить затраты на разработку, довольно высока — 575 тысяч долларов в год.
Тем не менее, представители компании не исключают и того, что они могли недооценить количество потенциальных пациентов. И готовы снизить стоимость, если окажется, что людей, заинтересованных в препарате, на самом деле больше. Это важный прецедент в индустрии орфанных лекарств, и можно надеяться, что подобные договоренности будут заключать и другие производители препаратов от редких болезней, которые рискуют не окупиться.
Ученые также разрабатывали проекты РНК-интерференции для растений, в частности, спрей, который помог бы им справиться с вирусами. А в 2017 году в США даже разрешили выращивать ГМО-кукурузу, которая с помощью РНК-интерференции борется с насекомыми-паразитами.
Полина Лосева